С нового, 2007-го года армия российских автомобилистов получит очередной подарок — новый образец водительского удостоверения. Правда, учитывая прошлогодний скандал с нововведениями в Правила дорожного движения, власти заранее и подробно информируют граждан о предстоящих изменениях.

В чем причина «документальных» перемен, и чем новые водительские удостоверения будут отличаться от нынешних?

Начальник Департамента безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов заявил, что россияне получат водительские удостоверения европейского образца. Казалось бы, у нас они и так не африканские: вот уже свыше десяти лет в наших правах записи на двух языках.

Оказывается, двуязычия, пластиковой упаковки и цветной фотографии в документе недостаточно, чтобы соответствовать международным стандартам. Мы катастрофически отстаем по количеству водительских категорий. Причем катастрофически в буквальном смысле. Из-за того что реальные навыки водителя далеко не всегда соответствуют классности, указанной в его удостоверении, на дорогах нередко гибнут люди.

У нас всего пять водительских категорий: «А» — мотоциклы, «В» — автомобили массой до 3,5 тонны, то есть легковушки, «С» — грузовики, «D» — автобусы, где более восьми сидячих мест, и «Е» — грузовики с прицепом. Нормально ли это?

Главный автоинспектор страны Виктор Кирьянов убежден: ненормально. По его словам, далеко не всегда подросток, катающийся с правами категории «А» на мопеде, может с тем же документом рассекать на мощном байке с объемом двигателя 500 кубических сантиметров. Поэтому категорий в наших удостоверениях станет почти втрое больше.

Например, ту же категорию «А» раздробят по возрасту и классу двухколесного «коня».

То же самое произойдет и с легковушками: разные категории будут у тех, кто ездит на обычных малолитражках, и кто на джипах. Разделят и водителей газелей и больших автобусов. Корреспонденту «Российской газеты» рассказали в Департаменте безопасности дорожного движения, что предполагается введение 14 водительских категорий:

Справка

«А1» — мопед, скутер с объемом двигателя менее

50 кубических сантиметров;

«А» — мотоцикл с объемом двигателя более 50 кубических сантиметров (эту категорию будут давать только гражданам, достигшим установленного законом возраста);

«В1» — мотоцикл с коляской с объемом двигателя более 50 кубических сантиметров;

«В» — легковой автомобиль с полной массой

до 3,5 тонны;

«С1» — грузовой автомобиль с полной массой

до 3,5 тонны;

«С» — грузовой автомобиль с полной массой свыше

3,5 тонны;

«D1» — микроавтобус с числом мест до 9;

«D» — автобус с числом мест свыше 9;

«С1Е» — грузовой автомобиль категории «С1» с прицепом;

«СЕ» — грузовой автомобиль категории «СЕ» с прицепом;

«D1Е» — микроавтобус категории «D1» с прицепом;

«DE» — автобус категории «D» с прицепом.

Что неприятно, меняя утерянное или с истекшим сроком удостоверение, водитель, возможно, будет сдавать экзамен, если его транспортное средство подпадает под новую категорию. Например, если в удостоверении стоит категория «В», а гражданин катается на «газели», то придется ему доказывать свое право на штампик «D1».

А джип подпадет под категорию «С1».

Появится и еще одно ноу-хау, ради которого, кстати, в Европе и мире тоже происходит массовая замена водительских документов, которые теперь будут единого образца, невзирая на страну. Связано это с борьбой с террором.

В каждое удостоверение внедрят электронный микрочип, где будет записана вся информация о владельце и его транспортном средстве: наличие страховки, техническое состояние автомобиля, прохождение техосмотра, кто хозяин машины или управляет по доверенности, какие и когда были допущены нарушения, уплачены ли штрафы, фотография и биометрические данные водителя. Инспектор сможет сразу идентифицировать личность человека и его машину, выявить угонщика или угнанный автомобиль, не отправляя запросы в другие страны. А водителю не надо таскать с собой ворох документов.

По сути, водительское удостоверение сможет вполне заменить общегражданский паспорт. Собственно, на Западе так и происходит.

Правда, есть одна тонкость: всю информацию с документа можно будет считать только с помощью специального терминала, который придется устанавливать либо в патрульной машине, либо на стационарном посту. Чтобы получить доступ в этот терминал, инспектор должен вставить в аппарат свою личную электронную карточку-ключ. То есть любой желающий не сможет порыться в гаишной картотеке, а личные данные инспектора, который проявил интерес к водительскому досье, останутся в памяти компьютера. С другой стороны, проверять такой документ на глазок, без специальной аппаратуры бессмысленно. Просто так встать на перекрестке с полосатым жезлом и строго требовать права, чтобы получить какую-нибудь мзду, уже не получится — «умная» техника, надеются в МВД, поможет справиться с взяточничеством на дорогах.

Понятно, что и подделать такие права или взломать микрочип практически невозможно без специальной секретной и очень дорогой аппаратуры. Электронные станки, на которых все это делается, есть только на предприятиях «Гознака». Вот такая защита баз данных. Примерно все так же, как с внедрением новых загранпаспортов с биометрическими данными.

Понятно, чтобы система заработала, надо проделать гигантскую и дорогостоящую работу: объединить все базы данных ГАИ, совместить их с информационными полицейскими банками Евросоюза, оснастить аппаратурой и обеспечить доступ к единой информационной базе всех гаишников.

Виктор Кирьянов утверждает, что новый бланк российского водительского удостоверения уже разработан Еврокомиссией и отправлен на согласование в ООН. Ожидается, что к концу года международное сообщество даст свое «добро».

Пока не ясно, как намерены гаишники переэкзаменовывать на новые категории: только при замене водительских удостоверений или сразу же после покупки нового транспортного средства, не вписывающегося в параметры старых прав? Внесут ли в связи с новшеством какие-то изменения в Правила дорожного движения, порядок сдачи экзаменов, изменятся ли экзаменационные вопросы? Не определена стоимость самого удостоверения, сроки его получения и действия — будут ли они ограничены, как нынешние, на десять лет, или же станут постоянными.

В Департаменте безопасности дорожного движения МВД России утверждают, что никаких дополнительных проблем у граждан с введением новых водительских удостоверений не возникнет. Права будут заменяться не сразу у всех, а по мере необходимости: когда истечет срок действия старых удостоверений или, например, в связи с потерей документов.

«Российская газета» (Федеральный выпуск) N4168, 12.09.2006

***