Рост цен на бензин не на шутку взволновал правительство. Сегодня на эту тему с руководителями крупнейших нефтяных компаний побеседует премьер-министр Михаил Фрадков. Он собирается напомнить нефтяникам, что цена моторного топлива не должна расти быстрее инфляции.

На сегодняшней встрече премьера с нефтяниками пойдет речь об инфляции, заявил “Ведомостям” сотрудник Белого дома. Он напоминает, что год назад руководители нефтяных холдингов пообещали на встрече у министра промышленности и торговли Виктора Христенко, что цены на бензин будут расти не быстрее инфляции (прогноз на 2006 г. — 9%, с начала года до 1 сентября розничные цены, по данным Росстата, увеличились на 7,1%). Пока бензоторговцы эту планку не перешагнули. По данным Московской топливной ассоциации (МТА), с января по июль розничные цены на моторное топливо практически стояли на месте, увеличившись всего на 0,2-0,3 руб. за литр. А в августе устремились вверх: за месяц дизельное топливо подорожало на 2,2% до 17,55 руб./л, бензин А-80 — на 4,2% до 16,39 руб./л, А-92 — на 6,6% до 18,94 руб./л и А-95 — на 6,4% до 19,97 руб./л.

Но риск того, что бензиновые цены обгонят инфляцию, велик, ведь оптовые цены на нефтепродукты растут гораздо быстрее. По данным МТА, в столичном регионе на 6 сентября А-80 стоил в среднем 18 425 руб./т, или на 34,98% дороже, чем в начале года, А-92 — 21 175 руб./т (рост на 34,23%) и А-95 — 22 200 руб./т (плюс 24,54%). “Потребительские цены отстали от оптовых. Этим и объясняется их взрывной рост в рознице в августе”, — отмечает аналитик исследовательского центра “Кортес” Людмила Лурье.

Год назад в это же время нефтяники пообещали правительству заморозить цены на нефтепродукты до конца года. Это было сделано накануне сезонного снижения спроса, когда цены и без того должны были остановиться или даже пойти вниз. Эксперты считают, что если чиновники вновь потребуют моратория на рост бензиновых цен, то прошлогодняя ситуация повторится. Для дальнейшего повышения оптовых цен оснований нет, уверена Лурье. Внутренняя цена нефти с поставкой в сентябре вопреки ожиданиям многих участников рынка осталась на прежнем уровне — 8400 руб./т, а на мировом рынке цены на нефть падают (по данным Reuters, с 9 августа Urals подешевела с $73,91 до $59,07 за баррель). Это обстоятельство в сочетании с действующими рекордно высокими пошлинами на нефть и нефтепродукты уже сейчас делает экспорт менее выгодным по сравнению с поставками на внутренний рынок, думает Лурье. По оценке “Кортеса”, на 1 сентября экспорт барреля нефти с Нижневартовского узла учета в Роттердам приносил на $7,18 меньше, чем поставка по России, а вывоз нефтепродуктов менее эффективен в среднем на 108 $/т. Кроме того, добавляет Лурье, уже наметилось сезонное снижение спроса и на НПЗ сокращается число заявок от трейдеров. Все эти факторы, по мнению эксперта, могут привести к тому, что после 20 сентября оптовые цены начнут постепенно снижаться. Пока же отмечается замедление темпов их роста — за прошлую неделю в среднем по России НПЗ подняли бензиновые цены всего на 100-300 руб./т (0,52%), а дизельное топливо на многих заводах даже подешевело на 100-500 руб./т.

О том же говорит и президент МТА Евгений Аркуша. “Оптовым ценам расти уже некуда, конечно, если это не спекулятивный рост, — говорит он. — Они сегодня на 11-12% больше пиковых значений прошлого года, которые тоже пришлись на сентябрь. То есть цены обгоняют инфляцию”. По мнению собеседника “Ведомостей”, розничные цены непродолжительное время еще будут “подтягиваться” к оптовым, но рост не будет существенным. За прошлую неделю, по данным мониторинга МТА, бензин А-80 подорожал на 0,32 руб./л, А-92 — на 0,43 руб./л и А-95 — на 0,40 руб./л. Но, как уверяет Аркуша, это “одно из последних, если не последнее повышение в этом году”.

О наметившейся стабилизации в рознице говорит и Лурье. По ее словам, если в августе цены росли повсеместно, то на минувшей неделе они остались на прежнем уровне в Южном и Дальневосточном федеральных округах, а также в большинстве регионов Сибирского округа, незначительное повышение отмечено в Северо-Западном и Центральном округах. “К концу этого месяца можно ожидать стабилизации потребительских цен”, — резюмирует эксперт.

“Пока налоговая система в отрасли привязана к мировым ценам на нефть, за ними всегда будут следовать и внутренние цены на топливо”, — говорит представитель “Лукойла” Геннадий Красовский. Исходя из этого, главной причиной наметившейся стабилизации на российском рынке нефтепродуктов собеседник “Ведомостей” считает то, что III квартал 2006 г. стал первым за последние несколько лет, когда мировые цены на нефть не растут и даже снижаются.

Александр Тутушкин

Ведомости 12.09.2006, №170 (1697)

Ведомости

*