Российский автопром не сдается
Массированное наступление иномарок на российский рынок — не повод печалиться отечественным автозаводам. За семь месяцев этого года производство автомобилей в России выросло почти на 10% по сравнению с 7,8%-ным падением годом ранее.
По итогам первого полугодия в России было продано почти 416 000 новых иномарок (в том числе и собранных в России), что на 55% больше, чем годом ранее. А в пятницу “АСМ-Холдинг” опубликовал итоги производства автомобилей в России за семь месяцев 2006 г. Легковых машин, по его данным, было собрано на 9,4% больше, чем годом ранее, — 644 685 по сравнению с 589 140. При этом год назад объем производства снизился на 7,8%. Почти три четверти собранных автомобилей (470 934) приходится на российские бренды — Lada, “Волга”, “Ока”. А доля иномарок, выпускаемых в России, составила 27%.
Львиная доля автомобилей отечественных брендов пришлась на “АвтоВАЗ”. Его производство возросло на 9% до 429 538 машин, тогда как в прошлом году автогигант выпустил только 393 983 машины (на 4,3% меньше). Управляющий партнер компании “Маркетинговые и инвестиционные проекты” Владислав Цветков вспоминает, что в начале прошлого года “АвтоВАЗ” испытал кризис сбыта, когда запасы автомобилей на его площадках вдвое превышали норму. Это было связано с затянувшейся зимой, а также возросшей конкуренцией со стороны иномарок.
Руководитель направления транспорта и машиностроения компании A.T Kearney Евгений Богданов отмечает, что производители иномарок также поучаствовали в абсолютном и относительном росте производства — в 2006 г. заработали мощности, строившиеся в 2005 г. Завод Ford во Всеволожске увеличил производство почти вдвое, выпустив более 30 000 автомобилей Ford Focus. Начали набирать обороты “Автофрамос” (выпускает Renault Logan) и “Ижавто” (Kia Spectra) — за семь месяцев они произвели почти 24 000 и 13 000 автомобилей соответственно.
По словам аналитика Deutsche UFG Елены Сахновой, дальше производство будет расти за счет иномарок, собираемых в России, поскольку мощности “АвтоВАЗа” ограниченны. С ней согласен и Цветков. По его словам, производство автомобилей в России будет расти вслед за рынком примерно на 8-10% в год. А поскольку “АвтоВАЗ” может выпускать не более 720 000-730 000 автомобилей в год, в ближайшие два года будут развиваться существующие проекты по выпуску иномарок Ford, “Автофрамосом”, “Ижавто”. В 2007 г. “Автофрамос” планирует расширить мощности до 120 000 машин в год, завод Ford — до 100 000, “Ижавто” — до 50 000, напоминает Богданов из A.T Kearney, а к 2009 г. в России начнут работать новые заводы General Motors, Toyota, Volkswagen.
Самим российским производителям выпускать иномарки вместо отечественных брендов понравилось. “Северсталь-Авто” с конца нынешнего года начнет производить на Заводе микролитражных автомобилей в Татарстане Fiat вместо “Оки”. А “Ижавто”, снявший с конвейера “Ижи” и переориентировавшийся на лицензионное производство автомобилей Kia, улучшил свои финансовые показатели и почти догнал “АвтоВАЗ” по рентабельности. Как сообщил “Ведомостям” представитель собственника “Ижавто” — группы “Сок”, рентабельность предприятия от продаж по РСБУ за первое полугодие выросла с 1,18% до 6,72%. У “АвтоВАЗа” этот показатель составил 7,93%.
Глеб Столяров
Ведомости 11.09.2006, №169 (1696)
*