Накануне Нового 2004 года исполняется 200 лет прекрасному обычаю — украшению игрушками новогодних елок.

Этот обычай своими корнями уходит в эпоху особого архитектурного и художественного стиля «Бидермайер», когда во главу угла ставилась семья, домашний очаг, уют и все, что с этим связано.

В Австрии целые города построены по «Бидермайеру», как, например, один из курортных «пригородов» Вены — Баден, известный также и тем, что в нем проживает большое количество европейских миллионеров, приезжающих на баденские целебные воды и прекрасное виноградное вино из расположенных рядышком деревень Гумпольдскирхена, Трайскирхена, Сооса, Поттендорфа и Бад Феслау.

Именно учитель из Швабии Готтлиб Бидермайер /1815-1848 гг./ и дал название целому стилю, столь ценимому в Старом свете и даже среди американцев, которые часто приезжают в бидермайерские австрийские городки и наслаждаются созерцанием средневековых переулков и площадей и соборов, сожалея о том, что их культуре и цивилизации всего немногим более 200 лет.

Тогда же добропорядочные бюргеры в Австрии, Германии и Швейцарии и стали украшать новогодние елки — символ домашнего тепла и мира в доме.

Во всех городах, поселках и деревнях Австрии, несмотря на то, что «пик» рождественских праздников уже прошел /официально «красные дни календаря» здесь 25 и 26 декабря/, до сих пор работают елочные базары, на которых продают игрушки, украшения и прочие безделушки для украшения лесной зеленой красавицы. Есть группы людей, которые вместе с россиянами весело и достойно отмечают «Сильвестер» — Новый год.

В 1799 году в баденских и цюрихских хрониках упомянута новогодняя елка, украшенная яблоками и орехами. Однако более раннее литературное упоминание об этом мы находим в «Страданиях молодого Вертера», которые великий Иоганн Вольфганг фон Гете сотворил в 1774 году.

Уже с конца 18-го — начала 19-го веков елка, украшенная яблоками, орехами и конфетами, становится рождественской и новогодней любимицей австрийских, немецких и швейцарских семей. Пока же на елках нет игрушек, да и свечи слишком дороги, чтобы использовать их для украшения лесных красавиц. Однако княжеские и другие дворы многочисленных центральноевропейских монархий уже могли позволить себе игрушечные и световые украшения новогодних елок.

С середины же 19-го века «съедобные» елочные украшения почти «вышли в тираж», и на их место «заступили» игрушки из стекольных мануфактур Тюрингии и Богемии, которые стали быстро завоевывать себе место под солнцем в домах государств Центральной Европы. Затем на елки стали вешать не только игрушки из богемского или тюрингского стекла, но и сделанных из папье-маше зверюшек, клоунов, а также развешивать свечи из пчелиного воска.

После наступления новой архитектурной и художественной эпохи в государствах Центральной Европы — Югендстиль — елочные украшения в основном сохранились в прежнем виде, разве что добавились стеклянные наконечники, которые стали надеваться на вершину елки. Добавились также деревянные или бумажные пароходики, пушки, а также изготовленные из папье-маше экзотические животные.

Сейчас же в Австрии на елки вешают такие украшения, которые есть в доме — от «Мики Мауса» до оригинальных игрушек «Бидермайера». Наряду с этим игрушки подкупаются каждый год, так что «елочная индустрия» не может жаловаться на снижения прибылей от продажи елочных украшений.

Недовольны только экологические организации, которые безрезультатно призывают австрийцев бойкотировать натуральные елки и переходить к искусственным. Однако и синтетические елки нуждаются в украшениях.

Главная елка страны стоит на Ратушной площади в Вене, а вокруг нее — палатки по продаже игрушек, глинтвейна, пунша, грога и других напитков, которые весьма кстати в эти холодные и темные дни уходящего года.

РИА "Новости"

*