Вчера Михаэль Шумахер выиграл Гран-при Италии и почти сумел догнать своего единственного конкурента в борьбе за чемпионское звание Фернандо Алонсо. Но все это отошло на второй план, поскольку семикратный чемпион мира объявил о скором завершении своей карьеры. Он откатает еще три гонки, после чего уйдет.

Михаэль Шумахер, безусловно, входит в число великих спортсменов истории наряду с такими гигантами, как Майкл Джордан, Пит Сампрас или Пеле. Но все же из этого ряда он выбивается. Он никогда не был и уже никогда не будет любим всеми, как были они. Да, никто не может отрицать его достижений, но есть множество людей, и среди них гонщики с именем, которые при упоминании имени Шумахера морщатся и говорят, что пусть он и чемпион всего на свете, но все равно титула «великий» не достоин. Так считает, например, Ники Лауда. Такого же мнения придерживается Жак Вильнев. Но они-то гонщики и могут попросту завидовать успехам Шумахера. Но ведь и Флавио Бриаторе, человек, по сути дела, давший Шумахеру билет на вершину автоспорта, считает так же: «Он не Айртон Сенна. Вот уйдет, и скоро о нем все забудут».

К мнению авторитетных экспертов стоит, конечно, почаще прислушиваться, но с Шумахером, скорее всего, не тот случай. Все эти сравнения с Сенной или Аленом Простом, или вообще любым другим героем пришлого просто несостоятельны. Шумахер – явление сам по себе. И не его, а с ним надо сравнивать других.

Немца как только ни обзывали. И компьютером на колесах, и чемпионом пит-стопов, и самым скучным гонщиком в мире, и жмотом, и грубияном, который ни во что не ставит безопасность других. Наконец, человеком, который «убил» интерес к «Формуле-1». Кое с чем из этого перечня можно согласиться. Иногда действительно кажется, что у Шумахера просто нет сердца. Можно вспомнить апрель 2003 года. Тогда незадолго до старта Гран-при Сан-Марино умерла мать Шумахера. В ситуации, когда любой другой на его месте рванул бы домой, Шумахер вышел на гонку. И выиграл ее. Кстати, брат Михаэля Ральф в той гонке тоже участвовал. Правда, не выиграл…

Да, Шумахер действительно временами до неприличия прижимист. Именно поэтому он перебрался из Германии в Швейцарию, где ему обеспечили льготный налоговый режим. Но за продуктами он ездит на немецкую территорию, поскольку они там чуть дешевле. И пособие на своих детей от немецкого правительства, даже несмотря на заработки, исчисляемые сотнями миллионов долларов, исправно получает. Да, он жестко ведет гонку и, если надо, не гнушается нарушением правил, выпихивая соперников с трассы. И многие его победы действительно ничего, кроме тоски, не вызывают.

Но как гонщик Шумахер был и остается неподражаемым, что он, кстати, вчера и доказал. Хотя на самом деле он сделал это гораздо раньше. Многие ли сейчас помнят, откуда он вообще взялся. Ведь кажется, что Шумахер был всегда, что без него и «Формулы-1» не было. А появился он в серии в 1991 году за рулем довольно скромного Jordan, имея за плечами только опыт выступлений в картинге и немецкой «Формуле-3». И вот так, с ходу, никому не известный парень приезжает на сложнейшей трассе седьмым, после чего босс Bennetton Флавио Бриаторе, человек, у которого на контракте сидят чуть не все самые талантливые молодые пилоты, просто перекупает Шумахера у Jordan и отдает ему место боевого пилота в своей команде.

И Бриаторе не прогадал. Год спустя, там же, в Бельгии, в дождь, Шумахер выиграл. За счет удивительного умения рассчитать все наперед, нырнув чуть раньше других на пит-стоп за дождевыми покрышками. Этот прием – с обгонами в боксах – Шумахер впоследствии довел до совершенства. Собственно, и вчера в Монце он обошел Кими Райкконена тоже благодаря более грамотной тактике остановок.

Михаэль Шумахер принес Bennetton еще 18 побед на Гран-при и два чемпионских титула подряд, после чего ушел в Ferrari. Ушел, не особо скрывая, что из-за денег. В «Скудерии» ему дали фантастические $35 млн в год и паршивую в общем-то машину, у которой было разве что громкое имя – c 1979 года после Джоди Шектера ни одному пилоту Ferrari не удавалось стать чемпионом мира. Кто теперь вспоминает о том, что с приходом Шумахера Ferrari снова стала побеждать? Причем сразу – в 1997 году немец выиграл три этапа. В 1998-м был вторым в общем зачете. Наконец, в 2000-м у него появилась машина, которая не уступала конкурентам. И началось. Шумахер выиграл пять чемпионатов подряд, став самым титулованным пилотом в истории «Формулы-1». В эти пять лет уместились победы на любой вкус. Были действительно скучнейшие гонки, которые можно было перестать смотреть после первого поворота, были этапы, отмеченные фантастическими прорывами Шумахера, были нелепые ошибки. Слишком много всего, чтобы вдаваться в детали. Но неизменным было одно – в конце сезона Шумахер снова был первым.

Однако всему приходит конец. О том, что Михаэль Шумахер подумывает об уходе, заговорили еще в прошлом году. Но немца от такого шага удержала компания Bridgestone, разработавшая для Ferrari отвратительные покрышки, и Фернандо Алонсо, этим воспользовавшийся. Ну не мог этот гонщик, перфекционист до мозга костей, уйти не просто проиграв, а уступив по всем параметрам. И он остался еще на год, рискуя снова ничего не добиться. Но вот вчера Шумахер вновь доказал, что у него все ходы наперед расписаны. Он приехал первым. У Алонсо сгорел мотор, и он не финишировал вообще. Отставание от испанца теперь составляет всего два очка. Для Шумахера это не дистанция. Наверное, он станет и восьмикратным чемпионом мира.

Но даже если нет – пусть кто-нибудь другой сначала выиграет 90 гонок, 153 раза финиширует на подиуме, 68 раз завоюет первое место на старте. А до того Шумахер останется величайшим гонщиком в истории.

АФСАТИ Ъ-ДЖУСОЙТИ

КОММЕРСАНТЪ № 168/П (№ 3499) от 11.09.2006, ПН

КОММЕРСАНТЪ

***