Главная ударная сила. В воскресенье — День танкиста
В это воскресенье воины-танкисты, ветераны танковых войск, труженики оборонной промышленности — танкостроители — в 60-й раз отметят свой славный праздник — День танкиста. Установлен он был Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 июня 1946 года в ознаменование выдающихся заслуг бронетанковых войск Советской Армии в Великой Отечественной войне и с тех пор отмечается ежегодно во второе воскресенье сентября.
В канун праздника о современном состоянии наших танковых войск, о перспективах их развития рассказывает главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник Алексей МАСЛОВ.
— Алексей Федорович, каково нынче предназначение танковых войск, каковы их состав, место в общей структуре Сухопутных войск? Согласны ли вы с точкой зрения о том, что «золотое время» танковых войск позади и что в обозримой перспективе их значимость будет неуклонно снижаться?
— Танковые войска по-прежнему остаются одним из родов Сухопутных войск, предназначенных для ведения боевых действий во взаимодействии с другими видами ВС РФ, родами войск и специальными войсками. Организационно они состоят из танковых соединений, частей и подразделений.
Опыт локальных войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий показывает, что за танками сохраняется ведущая роль в составе общевойсковых формирований, в том числе как основного боевого средства в ближнем бою. Это подтверждается и тенденцией роста их удельного веса в составе общевойсковых группировок войск. Так, если в арабо-израильских войнах в 1967 году участвовало 3 тыс. танков, то в зоне Персидского залива при проведении многонациональными силами операции против Ирака (2003 г.) — уже более 5 тыс. танков.
Как и прежде, основополагающим принципом применения танков в современной войне остается их массированное применение для решения основных задач путем сосредоточения на главных направлениях как в наступлении, так и в обороне.
Вместе с тем танковые части и подразделения применяются и на разобщенных направлениях, и в отдельных районах по очаговому принципу. Это придает действиям дивизий, бригад и особенно батальонов, а подчас и танковых рот автономный характер при отсутствии огневой связи с соседями. Танки при этом используются самостоятельно или в качестве средств непосредственной поддержки пехоты в составе батальонных (ротных) тактических групп. В таких условиях резко возрастает необходимость в непосредственной поддержке танков боевыми вертолетами, штурмовой авиацией, артиллерией, а также прикрытия средствами ПВО.
Применение противоборствующими сторонами высокоточного оружия и других новейших средств вооруженной борьбы способствует повышению скоротечности боя. Резко возрастает роль упреждения противника. Типичным в ведении боевых действий будет быстрый и частый переход от одного вида действий к другим. В этой связи роль танковых войск, обладающих высокой подвижностью, маневренностью и огневой мощью, для достижения успеха в современной общевойсковой операции (бою) закономерно возрастает.
Поэтому мы не можем согласиться с точкой зрения, что «золотое время» танковых войск позади и их значимость будет неуклонно снижаться. Таких взглядов в основном придерживаются сторонники так называемых «бесконтактных» войн, стремящиеся доказать, что в военных конфликтах современности, когда огневое поражение становится одним из важнейших оперативных факторов, чуть ли не решающая роль в достижении успеха принадлежит авиации и высокоточному дальнобойному оружию. Нисколько не умаляя их значения, отмечу, что, как показывает опыт, эффективность применения авиации достаточно высока в борьбе с противником, вообще не имеющим или имеющим слаборазвитую противовоздушную оборону, при ведении боевых действий на открытой местности и уничтожении, как правило, стационарных объектов. Кроме того, одним огневым поражением боевые действия, как правило, не заканчиваются. Результатами огневого поражения нужно еще суметь воспользоваться для завершения разгрома противника, овладения важными районами, рубежами и освобождения захваченной им территории. Однако решить эту задачу без применения танковых соединений и проведения глубоких общевойсковых операций высокой интенсивности будет практически невозможно.
Поэтому, на мой взгляд, в обозримом будущем роль танковых частей и соединений вряд ли уменьшится, как соответственно и нет особых оснований для утверждений о снижении значимости общевойсковых операций. Причем их роль во многом будет зависеть от человеческого фактора, то есть от правильной тактики применения соединений и частей в конкретных условиях обстановки, а также от подготовки экипажей и их способности в полном объеме использовать боевые и технические возможности танков.
— Какие машины стоят сегодня на вооружении наших таковых войск, в каком количестве?
— В настоящее время на вооружении Сухопутных войск находится около 12 тыс. танков различных модификаций, начиная от Т-55 и заканчивая Т-90. Укомплектованность танковых частей и соединений постоянной готовности составляет 100%. К сожалению, доля современных модификаций танков составляет только 4%.
Следует отметить, что нашей промышленностью создан достаточный научно-технический задел, позволяющий решать задачи модернизации находящихся в войсках образцов бронетанковой техники и вооружения путем повышения боевых и технических характеристик. Модернизируются в основном танки Т-72Б, Т-72Б1, Т-80Б, Т-80У, Т-90 с целью комплексного повышения их огневой мощи, защищенности и подвижности.
В настоящее время основным боевым танком Вооруженных Сил России становится Т-90, который представляет собой результат работы конструкторов по усовершенствованию танка Т-72Б. На Т-90 установлена современная система управления огнем, мощная дизельная силовая установка, комплекс электронного подавления, позволяющий обезопасить танк от современных противотанковых управляемых ракет, современные средства связи.
— Как наши танки смотрятся в сравнении с аналогами из ФРГ, США, Великобритании и других развитых государств?
— В настоящее время не так много стран разрабатывают и серийно производят современные танки. Это связано со сложностью их конструирования и изготовления. Конкурентная борьба в танкостроении происходила как в советское время, так и сейчас. Следует отметить, что на современном рынке вооружения отечественные танки пользуются заслуженным спросом и уважением.
В сравнении с серийными танками ведущих зарубежных стран российские танки не только не уступают, но и по некоторым характеристикам превосходят их. Положительными качествами наших танков является их низкий силуэт, хорошая подвижность, надежность, наличие достаточно эффективного управляемого вооружения. Особенностью наших современных танков является отсутствие заряжающего и наличие автомата (механизма) заряжания. Это позволило уменьшить экипаж машины и повысить скорострельность из основного оружия.
Следует отметить, что зарубежные танки с 1980-х годов оснащаются тепловизионными приборами наблюдения и прицеливания, а наши пока еще не имеют их в достаточном количестве.
В настоящее время к лучшим иностранным танкам можно отнести американский “Абрамс”, французский “Леклерк”, английский “Челленджер”, а также немецкий “Леопард”. Примерно на одном уровне с ними находится российский танк Т-90.
— Некоторые наши военные (да и не только военные) теоретики высказываются в том смысле, что Сухопутные войска изжили себя как вид ВС и в вооруженных конфликтах будущего им придется выполнять только вспомогательные задачи. В качестве аргумента приводится операция “Буря в пустыне”, когда сухопутные войска не вводились на территорию Ирака…
Если быть точнее, то они тогда все же вводились на территорию Ирака, только не имели задачу полностью овладеть его территорией. В результате в 1991 году иракская проблема осталась не до конца решенной для США, и в 2003 году им вновь пришлось вести еще одну войну, где основная роль отводилась уже сухопутным группировкам, значительную часть которых составляли бронетанковые войска, имевшие в своем составе около 5 тыс. танков.
На наш взгляд, утверждения все тех же сторонников концепции «бесконтактных войн» о снижении роли Сухопутных войск совершенно безосновательны.
Во-первых, все зависит от целей войны. Если предстоит задача не просто вынудить правительство страны-противника к принятию каких-либо политических решений, а овладеть ее территорией или отразить вторжение превосходящих сил противника, то Сухопутным войскам в этих случаях будет принадлежать решающая роль. Ведь именно они являются войсками территориального присутствия, способными вести решительное наступление или активную маневренную оборону.
Во-вторых, современные Сухопутные войска также имеют на вооружении дальнобойные высокоточные средства поражения, позволяющие уничтожать противника, не вступая с ним в ближний бой. Это ракетные комплексы, средства ПВО, дальнобойная артиллерия, противотанковые управляемые ракеты и т.п. Кроме того, эффективная дальность стрельбы из стрелкового оружия, танков, БМП, бронетранспортеров, гранатометов постоянно повышается. Поэтому следует говорить не о снижении роли Сухопутных войск в современной войне, а о необходимости оснащения их современными дальнобойными высокоточными средствами поражения противника.
И вообще, вести речь о ведущей роли и значении тех или иных видов ВС и родов войск не совсем корректно, поскольку победа в современной операции (бою), как показывает опыт, достигается только их совместными, хорошо скоординированными усилиями. Но при этом именно Сухопутные войска составляют основу группировок войск, действующих на континентальных ТВД, и только общевойсковой командующий (командир) организует взаимодействие всех войск (сил), принимающих участие в операции.
— В чем, на ваш взгляд, специфика организации боевой подготовки в танковых соединениях и частях, в отличие от организации боевой учебы в Сухопутных войсках в целом, имеются ли проблемы, характерные только для танковых частей и подразделений?
— В боевой подготовке танковых соединений, частей и подразделений прослеживаются те же проблемы, которые свойственны и другим родам войск, тем более что в современных условиях основной упор делается на совместную подготовку, когда в проведении тактических занятий и учений должны принимать участие воинские формирования всех видов ВС, родов войск и, по возможности, других министерств и ведомств РФ.
Но есть, конечно, и своя специфика. Боевая подготовка танкистов значительно дороже, чем, например, мотострелков, в связи с чем больше внимания уделяется проведению тренировок на танковых огневых городках с выполнением стрельб заменителями штатных выстрелов и использованию тренажеров как для обучения командиров танков, механиков-водителей, наводчиков-операторов в отдельности, так и экипажей в целом.
К сожалению, современных технических средств обучения в войсках еще явно недостаточно, хотя в настоящее время разработано много новых качественных и эффективных тренажеров. Планируется первоочередное снабжение ими соединений и частей постоянной готовности, переводимых на контрактный принцип комплектования, а также окружных учебных центров.
Наряду с этим в войска мало поступает современных мобильных комплексов полигонного оборудования, позволяющих в реальном масштабе времени управлять мишенной обстановкой при проведении тактических учений с боевой стрельбой.
Но есть и положительные моменты. Так, в следующем году планируется провести войсковые испытания и принять на снабжение Сухопутных войск комплексную автоматизированную систему тактической подготовки «Барельеф-СВ», а также начать поставки в войска полевых тренажеров (полевых классов на базе автономных мобильных тренажеров с системой жизнеобеспечения), предназначенных для индивидуальной подготовки и подготовки экипажей (расчетов) в составе подразделения.
Особенности применения танковых войск, понимание того, что живучесть, мощь танка и его вооружения непосредственно зависят от обученности экипажа и умения слаженно действовать в любой боевой ситуации, всегда отличали специальную и техническую подготовку танкистов. У танкистов очень актуален вопрос полной взаимозаменяемости, ведь танк остается боевой единицей, даже в случае если один из членов экипажа физически не способен выполнять функциональные обязанности.
— В последнее время наметились позитивные тенденции в решении проблемы оснащения Сухопутных войск современным вооружением. Как в ходе реализации государственных оборонных заказов будет производиться оснащение Сухопутных войск, в том числе современными танками?
— Безусловно, нам хотелось бы, чтобы в войска поступало как можно больше современного эффективного вооружения. Это относится и к современным танкам, которых, как уже говорилось выше, так недостает в войсках. Но с учетом финансовых возможностей государства приходится довольствоваться тем, что поступает ежегодно в рамках государственного оборонного заказа.
Особенностью государственных оборонных заказов последних лет является поставка техники, обеспечивающей комплектное оснащение конкретных частей и подразделений Сухопутных войск. Мы считаем это правильным подходом, поскольку сразу же становятся видны результаты таких поставок, выражающиеся в повышении боевых возможностей конкретных воинских формирований.
Так, в 2006 году Сухопутные войска наряду с другим современным вооружением получают 31 танк Т-90 (то есть один батальонный комплект), 125 бронетранспортеров (4 батальонных комплекта).
При подготовке предложений в государственный оборонный заказ учитывается и необходимость проведения модернизации существующего парка вооружения и военной техники. Это позволяет обеспечить повышение их эффективности при меньших финансовых затратах. В 2006 году планируется провести капитальный ремонт с модернизацией 139 танков.
— Скажите, как выполняются задачи комплектования танковых частей и подразделений солдатами и сержантами по контракту?
— В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Сухопутные войска с 1 января 2004 года приступили к решению очень ответственной государственной задачи по переводу ряда соединений и воинских частей на контрактный способ комплектования в рамках соответствующей Федеральной целевой программы. Необходимость этого теперь уже ни у кого не вызывает сомнения. Это является одним из важнейших условий повышения профессионального мастерства личного состава танковых войск.
В настоящее время выполняются мероприятия по переводу на контрактный способ комплектования ряда соединений и частей, в том числе двух танковых полков и 16 танковых батальонов мотострелковых соединений. Только для комплектования специалистами танковых войск в эти части необходимо набрать около 6 тысяч военнослужащих по контракту на должности сержантов и солдат.
На сегодняшний день в целом танковые части и подразделения постоянной готовности укомплектованы военнослужащими по контракту на должностях сержантов и солдат более чем наполовину. В первую очередь в этих частях комплектуются должности, определяющие боевую готовность: командиры танков, механики-водители, наводчики-операторы.
Хочется отметить, что укомплектованность частей и подразделений танковых войск в ряде военных округов значительно превышает этот показатель. Очень многое в решении этой проблемы зависит от грамотной и четкой организаторской работы органов военного управления на местах.
Безусловно, для военнослужащих, проходящих службу по контракту, необходимо создать нормальные условия жизни и быта. Бытовое обслуживание должно быть организовано на таком уровне, чтобы солдат (сержант) не отвлекался от выполнения служебных обязанностей, а в свободное время мог заниматься повышением своего интеллектуального и культурного уровня. Тогда военнослужащие будут стремиться подолгу служить в армии, станут настоящими профессионалами, прекрасно знающими высокотехнологичное танковое и другое вооружение, военную технику и умеющими грамотно их применять на поле боя.
— Каким вы видите идеал современного российского танкиста с точки зрения уровня интеллекта, физических данных, экипировки?
— Даже если войну или вооруженный конфликт в XXI веке рассматривать как противоборство интеллектуальных информационно-огневых систем, то и тогда человек независимо от занимаемого им в армейской иерархии уровня по-прежнему будет играть ведущую роль. Это в полной мере относится и к военнослужащим танковых войск. Ведь не секрет, что плохо подготовленный экипаж (расчет) не в полной мере будет использовать возможности современных образцов вооружения и военной техники, овладеть которыми можно только при достаточно высоком уровне интеллекта.
Однако за короткий срок в учебном центре подготовить из новобранца профессионала невозможно, да и за весь период службы по призыву сделать это весьма проблематично, тем более что интеллектуальный уровень призывников и их физическая подготовка не всегда нас удовлетворяют. Поэтому и принималось решение о переводе соединений и частей постоянной готовности на контрактный принцип комплектования. Но даже солдату-контрактнику учиться придется постоянно, в ходе всей его службы, что предполагает наличие грамотных учителей.
В этой связи важное значение в Сухопутных войсках придается созданию института профессиональных сержантов, которые ежедневно, на каждом занятии и тренировке должны обучать и воспитывать своих подчиненных. Мы понимаем важность этой задачи и наметили целый ряд мероприятий по ее реализации.
Экипировка танкиста XXI века также должна соответствовать современным требованиям. С этой целью разработан и принят на снабжение Вооруженных Сил РФ защитный комплект для членов экипажа бронированной машины.
Данный комплект предназначен для защиты экипажа танка от воздействия поражающих элементов (осколков), возникающих в заброневом отделении при попадании в танк и от термического воздействия. Комплект состоит из бронежилета, противоосколочной накладки на шлемофон, огнезащитного костюма (куртки и брюк). Его вес — около 6,5 кг.
Около 1,5 тысячи таких комплектов уже поступило в войска. Отзывы из войск о практическом их использовании в повседневной боевой подготовке — в целом положительные.
В канун Дня танкиста приятно убедиться в том, что, как поется в песне, “броня крепка и танки наши быстры”. Завершился период выживания, и началось наращивание боевых возможностей танковых войск за счет качественных изменений. Поэтому танкисты свой профессиональный праздник могут встретить с оптимизмом. Ведь их надежды на изменения к лучшему, скорее всего, будут реализованы. Например, в мае с.г. танковый батальон Таманской дивизии уже получил новые Т-90, и теперь танкистам Московского военного округа предстоит освоить новые машины.
Как и в прошлые десятилетия, сегодня воины-танкисты достойно продолжают славные традиции старших поколений, настойчиво совершенствуют боевое мастерство. И сегодня, пользуясь случаем, я хочу сердечно поздравить весь личный состав и ветеранов танковых войск, ученых, конструкторов и рабочих, создающих бронетанковую технику с большим праздником – Днем танкиста. Здоровья вам, счастья, успехов в службе и труде на благо России!
Редакция благодарит службу информации и общественных связей Сухопутных войск за помощь в организации интервью.
Беседу вел Александр ТИХОНОВ. Фото Михаила Сидельникова.
9 Сентября 2006 года
***