Самарское предприятие ОАО «СНТК им. Кузнецова» выиграло тендер на поставку газотурбинных двигателей и турбогенераторов для реконструкции Лидской ТЭЦ (Республика Беларусь) на сумму $6 млн. Соответствующий контракт будет подписан в ближайшее время. В этих конкурсных торгах СНТК обошло своего главного конкурента – ОАО «Моторостроитель», оборудование которого не устроили потенциального покупателя.

Наблюдатели полагают, что победа СНТК в белорусском тендере свидетельствует о том, что противостояние между двумя компаниями еще более обострится.

Самарское предприятие ОАО «СНТК им. Кузнецова» выиграло тендер на поставку комплекса оборудования для ТЭЦ в городе Лида Гродненской области Республики Беларусь. Сумма контракта — около $6 млн. Как рассказал „Ъ“ главный конструктор СНТК Дмитрий Федорченко, «в рамках контракта мы должны будем поставить белоруссам энергообразующее оборудование: газотурбинные двигатели и турбогенераторы. Часть заказа будет поставлена в этом году, оставшаяся – до июня 2007 года».


Ъ СНТК им. Н. Д. Кузнецова (Самарский научно-технический комплекс им. Николая Кузнецова, бывшее НПО «Труд») создан в 1946 г. На СНТК разработаны двигатели марки НК для стратегической и гражданской авиации, ракетные двигатели, двигатели для газоперекачивающих установок и электростанций на базе авиадвигателей. Государство владеет 60% акций СНТК, остальные акции разделены между юридическими и физическими лицами. По данным компании, ее оборот в 2004 г. составил 476 млн рублей. Совокупный размер кредитной задолженности – 850 млн. Планируемый объем выпуска продукции на 2006 год — 969 млн рублей.


В первом туре этого конкурса принимали участие восемь предприятий. Одно из них — прямой конкурент СНТК — ОАО «Моторостроитель». Однако во второй тур ОАО не вышло, и в нем белоруссы выбирали между европейским концерном Siemens и СНТК им. Кузнецова. Мощность ТЭЦ, которую оснастит самарское предприятие – 25 МВт, она входит в Республиканское унитарное предприятие «Гродноэнерго» концерна «Белэнерго». Реконструкция и ремонт систем теплообеспечения Лидской ТЭЦ (построена в 1955г. — „Ъ“) начались в пошлом году и, в соответствии с законодательством, поставщик оборудования выбирается посредством тендерных торгов.

В минпроме Самарской области сообщили, что интересы обеих компаний в Беларуси были частично пролоббированы договором о сотрудничестве, который заключен между Самарской областью и республикой. По мнению заместителя министра промышленности и энергетики Самарской области Владимира Первакова, «при выборе такого оборудования не только цена становится решающим фактором. Немаловажно и то, что СНТК является не просто производителем, но и разработчиком, а это позволяет при необходимости вносить изменения в проект, ориентируясь на требования заказчика».

По мнению наблюдателей, итоги белорусского тендера еще более обострят и без того непростые отношения между СНТК и «Моторостроителем». Напомним, что последний отказался участвовать в холдинге «Двигатели НК», где СНТК должен был стать головным предприятием. Более того, последние годы оба завода, ранее работавшие в тесной кооперации конфликтуют между собой и разорвали практически все экономические связи друг с другом. На фоне победы СНТК в белорусском тендере его возросшая конкурентоспособность наверняка вызовет беспокойство руководства «Моторостроителя», несмотря на то что производственные мощности этого завода как потокового производителя эффективнее.


Ъ ОАО «Моторостроитель» производит авиационные, ракетные и газотурбинные двигатели, товары народного потребления, комплектующие для автомобилей. В общем объеме производства доля государственного заказа занимает 47%. В 2005 году было реализовано продукции на общую сумму в 2,6 млрд рублей. Объем экспорта около 500 млн рублей.


Крупнейшими акционерами ОАО являются Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом — 38%, гендиректор предприятия Игорь Шитарев — 17%, ЗАО «ГП «Каскол» — 13%.

На «Моторостроителе» победу своего конкурента прокомментировать отказались, заметив лишь, что это не последний тендер на реконструкцию Лидской ТЭЦ и «мы свое еще возьмем». В свою очередь, на СНТК заявили, что контракт может помочь предприятию рассчитаться с существующими долгами и выйти из кризиса. Напомним, что летом этого года инициировать банкротство предприятия пытался один из его основных кредиторов — Всероссийский банк развития регионов (ВБРР). 29 августа между ОАО «СНТК им. Кузнецова» и банком было заключено соглашение, в рамках которого СНТК пообещал погасить задолженность перед ВБРР в размере 166 млн рублей. Однако в банке особо подчеркнули, что «прекращение действий банка, направленных на банкротство СНТК имени Кузнецова, поставлено в зависимость от реальных действий СНТК по погашению задолженности по кредиту». Кроме того, как уже сообщал „Ъ“, аналогичные переговоры о реструктуризации задолженности генеральный директор СНТК Сергей Тресвятский ведет с «Импэксбанком», долг перед которым — 68 млн рублей. Источник „Ъ“ на СНТК не исключает, что заграничный контракт оптимизирует переговоры.

ВАЛЕРИЯ ВОРОНЦОВА

САМАРА    №168 от 09.09.2006, СБ

КОММЕРСАНТЪ — СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ

*