В числе экспонатов стенда LADA на автосалоне ММАС-2006 — автомобили, вошедшие в историю как российского, так и мирового автоспорта. Это LADA SAMARA T3 и LADA NIVA T3.

LADA SAMARA T3 была создана в середине 80-х годов прошлого столетия в рамках трехлетней программы рекламной поддержки продаж нового семейства автомобилей — LADA SAMARA. Целью программы, которую разработал генеральный импортер автомобилей LADA во Франции фирма «»JAQUE POCH»», было создание на базе LADA SAMARA прототипа, способного выигрывать внедорожные ралли.

При создании гоночного прототипа планировалось максимально использовать проверенные в гонках узлы и агрегаты, в частности, шестицилиндровый двигатель Porsche (3,6 литра, 300 л.с.) и трансмиссию Porsche 959 Dakar, что стало возможным благодаря сотрудничеству автомобилестроителей из Штутгарта и Тольятти, вместе работавших над серийной LADA SAMARA. Архитектура будущей SAMARA T3, в основу которой закладывалось многотрубчатое шасси из авиационной стали (хромансиль), выглядела следующим образом: колесная база — 2600 мм, значительный ход подвески (308 мм), значительный дорожный просвет (300 мм — спереди и 330 — сзади), дисковые вентилируемые тормоза. Подвеска, как и колея, рассчитывались с учетом африканских дорожных условий.

Результаты, показанные на маршруте «»Париж-Триполи-Дакар»» (7-е и 11-е места), предрекали многообещающее будущее. В том же году автомобили LADA SAMARA Т3 заняли 2, 3 и 4-е места на Тунисском ралли и 2-е и 4-е места на ралли «»Атлас»», а, выиграв «»Ралли Фараонов»», стали настоящими претендентами на звание чемпиона. После того, как в 1991 году на этих машинах были завоеваны пятое и седьмое места, а в 1992-м испанец Сальвадор Сервия финишировал восьмым на SAMARA T3, участвовавшей в марафоне «»Париж-Кейптаун»», трехлетняя программа была выполнена.

LADA SAMARA T3 вошла в историю вазовского автоспорта и как «»серебряная»» победительница супермарафона «»Париж-Москва-Улан-Батор-Пекин»» в 1995 году. Экипаж Александра Никоненко и Сергея Таланцева, преодолев марафонскую трассу протяженностью 16 000 км, финишировал в столице Китая вторым.

LADA NIVA T3 появилась в рамках собственной внедорожной программы АВТОВАЗа в начале 90-х годов. Тогда вазовская команда по ралли-рейдам готовилась к участию в трансконтинентальном марафоне «»Париж-Москва-Пекин»». Первым этапом подготовки к этой гонке стал выезд в 1991 году на ралли-рейд «»Magyar MAVAD Raid-4″» в Венгрии. Сложнейшая дистанция была покорена экипажем Александра Никоненко и Сергея Таланцева в нелегкой борьбе. В итоге — первое место в абсолютном зачете и первая победа в марафоне прославленного вазовского экипажа. Затем в рамках подготовки к супермарафону в июле последовали испытания прототипа LADA NIVA Т3 в Каракумах. Но в связи с августовскими событиями 1991 года в России супермарафон «»Париж-Москва-Пекин»» не состоялся.

В 1992 году автомобили LADA NIVA Т3 смогли сразиться с лучшими экипажами в зачете «»марафон»» на ралли «»Атлас»», а затем благодаря качественной подготовке показать неплохие результаты на маршруте «»Париж-Пекин»». Именно в эти годы был накоплен бесценный опыт создания спортивных автомобилей для ралли-рейдов.

В 1995 году в супермарафоне «»Париж-Москва-Улан-Батор-Пекин»» два экипажа на автомобилях LADA NIVA T3 заняли 10 и 11 места. Это команда Александра Лакеева-Валерия Кольчугина (10 место) и Анатолия Кривобокова и Сергея Гогунова (11 место).

По сообщению Пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»

*