Российская пресса. Россия не признала оружие «Хезболлы» своим
В обзоре российских газет:
* Лаврову покажут оружие «Хезболлы»
* Россия меняет в Марокко апельсины на ракеты
* Вертикаль власти опять укрепляют
* Россияне не боятся стать жертвами террора
Накладная вышла
В четверг вечером глава МИД России Сергей Лавров, совершающий турне по Ближнему Востоку, прибыл из Сирии в Израиль, где ему придется ответить на претензии по поводу передачи современного российского вооружения «Хезболле».
«Коммерсант» напоминает, что побывавшие в Москве в августе высокопоставленные израильские представители продемонстрировали неопровержимые, по их мнению, доказательства того, что Сирия передала боевикам российское противотанковое оружие. Однако в четверг Сергей Лавров дал понять, что аргументы Израиля Москву не убедили.
«Из слов Сергея Лаврова следует, что российская сторона не столь решительно, как раньше, отрицает, что передача противотанкового оружия «Хезболле» имела место, но по-прежнему считает этот факт недоказанным», — продолжает издание.
По словам газеты, судя по всему, в Израиле понимают, что Россия в настоящее время стремится вернуть себе былое влияние на Ближнем Востоке, пытаясь взять на себя привычную ей роль союзника арабов. «Тем более что к этому ее подталкивают оружейные контракты с арабскими странами», — добавляет «Коммерсант».
«В этой связи в интересах Израиля было бы удержать Россию на позициях нейтрального участника ближневосточного урегулирования», — полагает издание.
Обозреватель «Коммерсанта» Михаил Зыгарь в традиционной рубрике «Цена вопроса» анализирует вчерашнее заявление главы МИД России Сергея Лаврова о необходимости ведения переговоров с «Хезболлой» и «Хамасом».
Зыгарь соглашается, замечая, что призыв к диалогу с «Хезболлой» и «Хамасом» — веха в развитии ближневосточного кризиса и без переговоров с ними никакой мирный процесс невозможен. «Правда, при всей этой прагматике существует маленькая проблемка, — полагает обозреватель. — Россия ведет диалог с Израилем, который считает «Хамас» и «Хезболлу» болезнями, которые нельзя заговорить, а нужно искоренять».
Зыгарь сравнивает Россию с прагматичным психоаналитиком, который будучи не в силах упустить плывущие прямо в руки деньги, открыл на выходе из своего кабинета лавочку и торговал бы в ней алкогольными напитками, транквилизаторами, огнестрельным оружием, мылом и веревкой. «В общем, всем тем, что так нужно пациенту, если он не захочет слушать успокоительных советов своего доктора. Если он не хочет вести диалог», — заключает обозреватель.
«Россия, по всей видимости, примет участие в мирном урегулировании ближневосточного конфликта», — такой делают вывод из вчерашнего заявления главы МИД России Сергея Лаврова в ходе официального визита в Ливан «Ведомости».
«Стоит ли российскому руководству направлять войска в страну, где миротворческий контингент рискует втянуться в конфликт, чреватый человеческими жертвами со всех сторон?» — задается вопросом издание.
Газета сравнивает внешнюю политику со своеобразным рынком. Как на любом рынке, здесь больше всего зарабатывают и дольше живут крупные диверсифицированные корпорации (страны). Они влияют на регулирование рынка, получают выгодные контракты и могут быстрее развиваться. «Миротворчество — важный сектор этого рынка», — подчеркивают «Ведомости».
По мнению издания, ближневосточная политическая биржа весьма интересует Москву. «Содействие в разделении враждующих сторон в Ливане может сгладить отношения с Израилем, где недовольны приглашением в Москву лидеров «Хамас» и заявлениями о том, что «Хезболла» не является террористической организацией. Россия также претендует на особую роль в международном диалоге с Ираном», — делает вывод газета.
Оранжевые переговоры
«Экономика стала главной темой переговоров Владимира Путина с королем Марокко Мохаммедом VI. Кроме традиционного импорта цитрусовых и экспорта металлов и нефти Россия становится поставщиком оружия для марокканской армии», — пишут «Ведомости».
По мнению издания, поставки вооружений стали новой темой в российско-марокканском сотрудничестве. «Во времена СССР они носили единичный характер, поскольку Марокко ориентировалось на американское и французское оружие», — говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
Эксперт напоминает «Ведомостям», что в начале 2000-х годов были заключены контракты на поставку противотанковых ракет «Фагот» и «Корнет» на сумму в несколько десятков миллионов долларов, а в прошлом году был заключен контракт на поставку шести зенитных ракетно-пушечных комплексов «Тунгуска» на 100 млн. долларов.
По словам директора консалтинговой компании «Аф-Ро» Андрея Маслова, России не следует беспокоиться, что продажи этого оборонительного оружия скажутся на очень важном для Москвы военно-техническом сотрудничестве с Алжиром, с которым после визита в марте Владимира Путина подписаны контракты на 7,5 млрд. долларов.
«Хотя в 70-е гг. Алжир поддерживал антимарокканское движение ПОЛИСАРИО в Западной Сахаре, сейчас «конфронтация» двух стран стала фактически ритуальной и не мешает их сотрудничеству», — отмечает эксперт. Так, по территории Марокко проходит важнейший для Алжира газопровод в Европу.
По словам Макиенко, более серьезным ограничителем оружейной торговли с Марокко остается другая проблема: эта страна не является экспортером нефти и ее ресурсы ограничены.
Гоголевская Россия
«Недостаточная бдительность и халатность губернаторов будет стоить им должности, при этом степень халатности и уровень бдительности определят по критериям Уголовного кодекса», — предупреждает «Газета» в материале под заголовком «Вертикаль власти опять укрепляют».
В четверг правительство утвердило поправки к статье 114 УПК, по которым высшее должностное лицо субъекта Федерации (то есть губернатор) может быть отстранено «в случае предъявления ему обвинения в совершении преступления независимо от степени его тяжести». Одновременно внесены изменения в статьи УК 292 («Служебный подлог») и 293 («Халатность»).
Как разъяснили «Газете» источники в аппарате правительства, смысл изменений — в расшифровке такой странной нормы, как «отставка губернатора в связи с утратой доверия к нему президента». Поправка в ближайшие дни должна поступить на рассмотрение Госдумы.
«На этом законодательное укрепление вертикали в регионах не закончится», — отмечает издание. Как рассказал глава думского комитета по делам Федерации и региональной политики Виктор Гришин, сейчас готовится законопроект, в котором будет содержаться «замер эффективности и уровня активности губернаторов по порядку 30 социальных, экономических и политических показателей».
«Видимо, суть поправок состоит в том, что доверие президента остается главным критерием для региональной власти, но получает юридическое наполнение», — делает вывод «Газета».
«Волшебная сила искусства одолела правительство, которому поднадоели юридическая волокита и проволочки, когда и так понятно: раз губернатор, значит, вор, — вот оно и решило упростить дело», — пишет обозреватель издания Николай Вардуль в материале под заголовком «Правительство зачиталось «Ревизором».
«Но есть вопрос: а кто, собственно, выбирает губернаторов?» — задается вопросом Вардуль. И отвечает: «Президент». «Получается, что поправки в УПК сближают сегодняшнюю Россию с Россией Гоголя, то есть Россией Николая Первого. Как тогда самодержец мог отстранить губернатора, не утруждая себя юридическими процедурами, так и теперь. Суверенные исторические традиции соблюдены», — делает выводы обозреватель.
Наркоман опаснее террориста
«С 78 до 52% сократилась за последние четыре года доля россиян, опасающихся стать жертвами терактов. Жизнь успокоилась, и на первый план вышли совсем другие проблемы», — пишут «Известия»
Исследование, проведенное ВЦИОМ, показывает, что распространение наркомании и алкоголизма кажутся россиянам более опасными явлениями, чем терроризм. Угроза оказаться в радиусе поражения взрыва или попасть в заложники остается, но лишь 42% опрошенных считают, что именно она «представляет наибольшую опасность для жизни в России». «Бытовое пьянство переплюнуло террор на 5%, а доступность наркотиков — на 16%», — знакомит с результатами исследования газета.
Социологи обнаружили и еще одну особенность общественного мнения. Большинство участников исследования считают, что в результате череды терактов произошел «рост взаимопомощи, доверия людей друг к другу перед лицом общей опасности», усилия властей привели к «решению чеченской проблемы», а «общество консолидировалось вокруг Владимира Путина».
«Однако треть респондентов заявила, что теракты привели к усилению противоречий между народами Кавказа «вплоть до войны», а 37% видят вокруг вовсе не усиление доверия друг к другу, а рост отчужденности», — продолжает издание.
По мнению «Известий», больше всего споров вызывает политическая оценка последствий трагедий: 38% россиян считают, что в результате произошло усиление авторитаризма власти, 45% — что, напротив, «усилилась роль общества в решении важных проблем страны».
Обзор подготовила Ольга Лесникова, Служба мониторинга Би-би-си
пятница, 08 сентября 2006 г., 02:01 GMT 06:01 MCK
*