Вчера Российский союз автостраховщиков (РСА) объявил об окончании разработки единой базы страховых историй держателей полисов ОСАГО. Отсутствие подобной базы позволяло экономить «аварийным» водителям на ОСАГО, которые по окончании срока действия страховки переходили к другому страховщику, у которого покупали полис без надбавок за ДТП. Впрочем, база пока работает в тестовом режиме и сроки ее запуска РСА не объявляет – страховщики пока не могут компенсировать свои потери, оценивающиеся примерно в 3 млрд руб. в год.

РСА сообщил о завершении разработки подсистемы учета страховой истории «коэффициент «бонус-малус» (КБМ)». Система КБМ – это коэффициенты, которые являются понижающими или повышающими стоимость полиса в зависимости от количества аварий, которые произошли по вине держателя полиса ОСАГО. КБМ насчитывает 13 классов аварийности – каждому классу соответствует свой коэффициент. Если автолюбитель за первый год не воспользовался страховкой, ему присваивается четвертый класс аварийности с коэффициентом 0,95, что означает снижение стоимости полиса на 5%. Если же автолюбитель попал в аварию, его признали виновным и страховая компания возместила ущерб, он получит первый класс аварийности. В этом случае коэффициент «бонус-малус» составит 1,55 и так далее по нарастающей в зависимости от количества аварий.

По статистике страховщиков, до 10% автовладельцев попадают в аварии по своей вине. Часть этих автовладельцев по окончании действия своего полиса меняют страховщика, который не знает об авариях клиента, что позволяет ему рассчитывать на скидку. При средней стоимости полиса в 1,9 тыс. руб. и 3 млн попавших в аварии и избежавших 55-процентного увеличения тарифа (по словам замгендиректора СК «РЕСО-Гарантия» Игоря Иванова, только 0,5% клиентов его компании платят малус) потери страховщиков составляют около 3 млрд руб. в год.

Единая база страховой истории КБМ должна положить этому конец. Но, по данным РСА, система прошла лишь первый тест. Он проводился на базе данных по выплатам РСА и клиентов двух компаний – РОСНО и «Ингосстраха». Запросы обрабатывались в течение 20 секунд. Предполагается, что в дальнейшем доступ к этой базе будут иметь все страховщики РСА. Как заявил Ъ замглавы департамента информационно-технологического обеспечения РОСНО Сергей Тихонов, «в этой системе формируется кредитная история страхователя ОСАГО и мошенникам станет гораздо сложнее обманывать страховщиков».

В РСА затрудняются сказать, когда система начнет функционировать. По словам же замглавы РСА Андрея Батуркина, причина этого – в разнице уровней IT-оснащенности компаний. «Сейчас мы проводим аудит корпоративных информационных систем РСА,– говорит он,– чтобы понять, насколько компании технически готовы участвовать в этой системе».

Как рассказал Ъ представитель «Ингосстраха» Александр Шинкарюк, во избежании переманивания клиентов другими страховщиками база дает ответы только в случае, если страховщик знает фамилию клиента или название организации-клиента (юрлица) и VIN автомобиля. Пока к системе не подключены все страховщики ОСАГО, «аварийные» клиенты могут продолжать мигрировать от страховщика к страховщику. Правда, и после введения в строй базы в полном объеме могут возникнуть проблемы. Как говорит глава департамента страхования транспортных средств страхового дома ВСК Владимир Антипов, «надо решить вопрос, как компании будут оснащать «полевых» агентов средствами доступа к системе. Если в офисе это не проблема, то у МРЭО, где продается существенная часть полисов ОСАГО, всех агентов компьютерами обеспечить будет трудно».

ТАТЬЯНА Ъ-ГРИШИНА

ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 167 (№ 3498) от 08.09.2006, ПТ

КОММЕРСАНТЪ

*