"Очень дорогая ракета" упала в море. Попытка ускорить испытания привела к аварии
Завершились неудачей испытания новейшей ракеты подводных лодок «Булава». Стремления сэкономить на испытаниях и в то же время максимально ускорить их могут привести к тому, что реализация одного из самых амбициозных проектов развития российских ядерных сил может быть отложена на неопределенное время.
Факт аварии может показаться закономерным, если вспомнить, что вся история «Булавы» связана с различными «форсмажорными» обстоятельствами
Фото: Reuters |
Информация о том, что пуск «Булавы» завершился неудачей, поступила через полчаса после сообщений о запуске ракеты с подводного стратегического ракетоносца «Дмитрий Донской». Причины аварии неизвестны, военные обещают, что «специальная комиссия детально разберется в причинах происшедшего».
Факт аварии может показаться закономерным, если вспомнить, что вся история «Булавы» связана с различными «форсмажорными» обстоятельствами. Для начала в 1997 году разработку морской ракеты поручили Московскому институту теплотехники, занимавшемуся до этого «сухопутными» ракетными комплексами. Глава института Юрий Соломонов сумел убедить военных, что сможет разработать унифицированную ракету для РВСН (в варианте «Тополь-М») и для ВМФ (в варианте «Булава»). Перспектива сэкономить выглядела весьма заманчиво, к тому же срок эксплуатации старых ракет истекал. В результате господин Соломонов получил заказ. Новыми ракетами решили вооружить строящиеся подводные ракетоносцы проекта 955 «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах».
Твердотопливная ракета подводных лодок Р-30 «Булава» имеет дальность полета порядка 10 тыс. км, стартовый вес 36,8 тонн. Может оснащаться шестью (по другим данным – десятью) разделяющимися боевыми частями. Заявленное круговое вероятностное отклонение (точность стрельбы) – 350 м. По большинству технических характеристик «Булава» схожа с американской ракетой Trident I, разработанной в 1979 году.
Вскоре «Булава» стала «любимой игрушкой» военного и политического руководства страны. Ее как «грозное супероружие XXI века» постоянно упоминали министр обороны Сергей Иванов и верховный главнокомандующий Владимир Путин. Правда, стали всплывать всевозможные неувязки. Сначала пришлось «на ходу» переделывать проекты уже строящихся подлодок. Затем выяснилось, что желаемая унификация с «Тополем-М» не достигнута. Проектировщики не имели опыта работы с морскими ракетами, разработка проекта затягивалась. С целью ускорить ее приняли решение отказаться от испытаний с наземного полигона и сразу перейти к пускам с подводных лодок. Официально объявленные сроки принятия «Булавы» на вооружение переносились с 2006-го на 2007-й, а потом и на 2008 год.
Реальные пуски состоялись лишь в сентябре и декабре 2005 года. В марте 2006 года главком ВМФ России Владимир Масорин заявил, что ракета «очень дорогая», поэтому ученые и моряки постараются «оптимизировать испытания и сократить максимальное число пусков». Теперь этого сделать не удастся.
По всей вероятности, вчерашняя авария ощутимо замедлит сроки реализации проекта. Впрочем, альтернативы «Булаве» все равно нет – конкурирующий проект «Барк» был закрыт в 1997 году после трех неудачных пусков. Теперь ракетчики должны надеяться на то, что кораблестроители не успеют сдать в срок (к 2008 году) субмарины проекта 955. В противном случае Россия окажется в уникальной ситуации – ее ВМФ будут вооружены новейшими подводными ракетоносцами без ракет.
МИХАИЛ Ъ-АЛЕКСЕЕВ
ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 167 (№ 3498) от 08.09.2006, ПТ
***