В обзоре российских газет 7 сентября 2006:

* Зачем Москве грузинская оппозиция?

* Генерал МЧС и шесть милиционеров получили 121 год

* Парламент Чечни просит у России экономических свобод

«Предвыборные аресты»

Такой заголовок «Ведомости» дали своему материалу о волне арестов грузинской оппозиции. Газета соглашается с мнением экспертов о том, что гонения сторонников оппозиционной партии «Справедливость», председателем которой является бывший шеф госбезопасности Игорь Георгадзе, стали «предвыборной зачисткой политического поля».

«С Новым, 1937 годом, товарищи!» — иронизируют «Известия» в ответ на политические аресты в Грузии. Издание отмечает, что все арестованные (по данным правозащитников, от 40 до 100 человек) обвиняются в заговоре, направленном на свержение президента Михаила Саакашвили, и измене Родине.

«Враги народа» были выбраны не случайно, считает газета. «Сторонников Гиоргадзе в Грузии считают маргиналами — от контактов с ними воздерживаются даже самые рьяные оппоненты президента. Так что особых протестов, как надеются власти, аресты вызвать не должны», — продолжают «Известия».

«Особенно после того, как пресса со ссылкой на «надежные источники в спецслужбах» распространила информацию: якобы на днях в Москве лидеры движения «Антисорос» встречались с Игорем Гиоргадзе. И обсуждали с ним планы переворота», — добавляет газета. А целый ряд грузинских политиков открыто обвиняют Россию в финансировании грузинских заговорщиков.

Российские же политики и депутаты «бросились обсуждать Грузию с такими страстями и эмоциями, с какими депутаты в других странах парламентской вольницы обсуждали бы неблагополучную политическую ситуацию, складывающуюся у них дома», пишет «Коммерсант».

Чем так заинтересовала Москву «внутригрузинская разборка», задается вопросом издание. В традиционной рубрике газеты «Цена вопроса» обозреватель Сергей Строкань приходит к выводу, что своей моральной поддержкой Кремль оказывает грузинской оппозиции «медвежью услугу».

«Чем больше резких обличительных заявлений в адрес президента Саакашвили прозвучит в российской столице, тем больше он получит возможность разыгрывать карту «российской угрозы». И перед Западом, и перед собственной грузинской аудиторией. А ведь это одна из немногих карт, которые остаются у грузинского президента», — пишет автор.

«В итоге поддержка политиков вроде Игоря Гиоргадзе, в глазах Москвы играющего роль едва ли не главного грузинского оппозиционера, не только не ослабит, а, напротив, упрочит позиции его главного гонителя Михаила Саакашвили, — продолжает журналист, — потому что поверить в то, что альтернативой господину Саакашвили в Грузии однажды может стать господин Гиоргадзе, могут только в Москве».

«Представление о том, в Грузии назрела смена политического руководства и новое будет непременно пророссийским, потому что так хотим мы, а не еще больше антироссийским,- это попытка выдать желаемое за действительное», — убежден обозреватель. «Если же лидер «революции роз» не удержится, вполне возможно, что у него будет возможность, перефразируя первого президента независимой России, однажды сказать российским политикам: «Что, не нравился вам Саакашвили?!», — заключает Сергей Строкань.

«Оборотни» без погон

В Московском окружном военном суде оглашен приговор героям самого скандального и образцово-показательного антикоррупционного расследования последних лет — офицерам МУРа и генералу МЧС Ганееву, известным как «оборотни в погонах», пишет «Время новостей».

Судебное разбирательство по этому делу в закрытом режиме длилось почти полтора года, и в результате все обвиняемые были признаны виновными по всем пунктам обвинения, в том числе вымогательстве и фабрикации уголовных дел. «Оборотни» получили по 15-20 лет колонии, кроме того, суд лишил их всех званий и наград, констатирует газета.

Сразу после приговора адвокаты подсудимых почти хором заявили, что будут обжаловать приговор, отмечает издание. По мнению адвокатов, в приговоре есть явные противоречия и неточности. Так, судья несколько раз ссылался на доказательства, которые в судебном заседании не рассматривались, продолжает газета. Защитники не исключают, что суд просто оставил возможность для отмены приговора, чтобы начать рассмотрение дела заново, но уже с участием всех фигурантов.

По делу «оборотней» проходят еще три муровца, задержанных позже остальных и дела которых выделены в отдельное производство, напоминает «Время новостей». Кроме того, до сих пор в розыске находится еще один из предполагаемых лидеров преступного сообщества «оборотней» — полковник Владимир Лысаков.

«Московский комсомолец» отмечает, что многие из друзей и коллег «оборотней» пытались влиять и на следствие, и на суд. Даже оказавшись за решеткой, «оборотни» не растеряли своих магических капиталов, пишет газета.

«При аресте у них было изъято более 3 миллионов долларов наличными, не считая найденных особняков и ювелирных драгоценностей, тогда как ежемесячный доход группы, следуя обнаруженным книгам черного бухучета, составлял около миллиона «зеленых». Часть денег продолжала стекаться к ним и после разгрома: финансовая разведка обнаружила, например, 250 тысяч долларов, поступивших на счет сына одного из главарей банды Владимира Лысакова из прибалтийского банка», — продолжает издание.

Дело «оборотней» далеко от финала, убежден «Московский комсомолец»: множество соратников коррупционеров по-прежнему продолжает служить в милиции. В состав банды входили как минимум пятьдесят человек (не считая покровителей их и партнеров), но за решеткой оказались всего одиннадцать, отмечает газета.

«Да и портреты многих обвиняемых по сей день красуются на доске почета МУРа, словно живой укор всей борьбе с милицейской коррупцией», — заключает издание.

«Беспредельно свободная» Чечня

Российская пресса снова пишет о Чечне и «нелепых» инициативах руководства республики. На этот раз Чечня просит Россию восстанавливать ее «ультралиберальным экономическим режимом». Парламент Чечни внес в Госдуму проект закона «Об особых условиях предпринимательской деятельности на территории Чеченской республики», пишет «Коммерсант».

Чеченское правительство разработало налоговые льготы, отменило таможенные пошлины и требует закрепить за собой право лицензировать все виды лицензируемой деятельности на своей территории, продолжает газета. «Самым дерзким выглядит предложение правительству России согласовывать с правительством Чечни международные экономические договоры, затрагивающие «вопросы Чеченской республики», — отмечает издание.

«Предсказать судьбу документа в российском парламенте сейчас невозможно — похоже, на этот раз господин Кадыров запросил у России слишком много, по крайней мере, вряд ли в Госдуму когда-либо поступали столь либеральные законопроекты», — считает «Коммерсант».

Только сильнейшее политическое давление со стороны Кремля может сделать проект законом, но пока нет никаких оснований полагать, что проект поддерживается Владимиром Путиным, добавляет газета.

Впрочем, не исключено, что проект и не предназначен к обсуждению, а носит «дипломатический» характер, предполагает издание. «Не добившись договора о разграничении полномочий между РФ и Чечней, Рамзан Кадыров демонстрирует, что его реальные пожелания, например передача «Грознефтегаза» от «Роснефти» правительству Чечни, куда как более скромны, чем законопроект об особом статусе бизнеса в Чечне», — заключает «Коммерсант».

«Московский комсомолец» комментирует желание чеченского парламента «превратить республику в беспредельно свободную экономическую зону» с нескрываемой иронией.

«Авторы проекта почему-то уверены, что его принятие приведет «к укреплению политической стабильности в целом на юге России». Ну-ну…», — пишет газета, напоминая, что предыдущую законодательную инициативу чеченских депутатов (убрать из Конституции России слова, которые запрещают Президенту России занимать этот пост больше двух сроков подряд) Госдума не поддержала.

Обзор подготовила Ольга Шапоренко, Служба мониторинга Би-би-си

четверг, 07 сентября 2006 г., 01:33 GMT 05:33 MCK

Би-би-си

*