В Самарском академическом театре драмы им. М. Горького, который начнет сезон спектаклями в Нижнем Новгороде, кипят нешуточные страсти, далекие от сцены: руководство его намерено провести реконструкцию здания «теремка», построенного еще в 1888 году, чему противится Поволжское управление Росохранкультуры.

Проект реконструкции предусматривает как восстановление первоначального облика памятника архитектуры, так и возведение пристроя к зданию со стороны Пушкинского сквера. Как раз вокруг пристроя и развернулась дискуссия между театром и органами охраны памятников культуры. На одной чаше весов – интересы театра, который живет, развивается и нуждается в новых площадях, на другой – весомое мнение Поволжского управления Росохранкультуры, которому по долгу службы положено относиться к зданию театра только как к памятнику федерального значения. Главная претензия: пристрой нарушит теремковые пропорции здания театра, которое в итоге «в профиль» станет похоже больше на трамвай.

Самарский театр драмы ведет свой отсчет с 1851 года, когда городу был присвоен статус губернского. В 1855 году у театра появилось деревянное здание, а в 1888 году по проекту московского архитектора М.Н.Чичагова, строившего театр Корша (МХАТ им. Горького), между женским монастырем и Струковским садом было построено новое каменное здание — в псевдорусском стиле, названное горожанами «теремком» или «пряничным домиком». В разное время самарская сцена с короткими гастролями или в течение целых сезонов видела таких великих актеров, как Пелагея Стрепетова, Мария Савина, Вера Комиссаржевская, Павел Орленев. В 1901 году Самара первой в России открыла для себя и драматурга Максима Горького. Премьера «Фомы Гордеева» тогда на несколько дней опередила петербургскую.

Весной 1931 года, покинув Ленинградский академический театр драмы, в Самару приехали Николай Симонов и несколько его товарищей-артистов. Симонов возглавил театр и при помощи энергичных и талантливых сподвижников сумел существенно поднять уровень театра. С 1955 года почти на полвека в драмтеатре наступила «эпоха Монастырского», о которой знают любители театра далеко за пределами Самары. Петр Монастырский, ученик В. Сахновского и Б. Захавы, поставил в театре более 100 спектаклей, многие из которых стали яркими страницами его истории: «Ричард III» и «Гамлет» В. Шекспира, «Материнское поле» Ч. Айтматова, «Золотая карета» Л. Леонова, «Ревизор» Н. Гоголя, «Чайка» А. Чехова, «Усвятские шлемоносцы» Е. Носова, «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского, «Волки и овцы» А. Островского. В 1977 году Куйбышевский театр драмы получил звание академического.

С 1995 года театром руководит режиссер петербургской школы, ученик Георгия Товстоногова Вячеслав Гвоздков. Смена власти в театре тогда не обошлась без скандалов: группа актеров демонстративно ушла от нового худрука, образовав свой театр «Понедельник». Последняя реконструкция памятника федерального значения «Здание городского театра» была проведена в 1967 году. Тогда здание «удлинилось» сзади, со стороны сквера, существенно изменило пропорции, увеличившись в итоге на треть, и утратило некоторые исконные архитектурные украшения. В начале 1990-х годов тогда еще художественный руководитель драмы Петр Монастырский выступил с инициативой еще «пристроить» здание, но общественность города проявила редкое единодушие — и театр остался при старом облике.

По указу президента «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального значения» от 20.02.95 здание городского театра принято на охрану как объект культурного наследия. За 40 лет, прошедших со времени генеральной реконструкции, у памятника накопилась масса проблем (это касается и внешнего облика, и внутреннего устройства). Так, старый бутовый фундамент требует укрепления и гидроизоляции, крыша протекает, а сцена просто морально устарела. Естественно, что разговоры о его реставрации и реконструкции в последние годы ведутся особенно активно, в том числе и с подачи губернатора области Константина Титова. В апреле-мае 2005 года «Проект реставрации и реконструкции» уже был согласован с Росохранкультурой, но возведение пристроя тогда не разрешили. Такой вариант не устроил театр драмы, и недавно в Поволжское управление Росохранкультуры поступил новый проект, разработанный ООО «Русич». Он предусматривает строительство четырехэтажного пристроя с северным фасадом на месте существующего хоздвора, в результате чего здание вырастет в длину на 20 метров. Предыдущее «удлинение» произошло во время последней реконструкции, так что уже 40 лет горожане знают «пряничный домик» в виде параллелепипеда, а не в первоначальных пропорциях.

Общая площадь театра по новому проекту увеличится на 2400 кв. метров, на которых должны разместиться малая сцена со зрительным залом на 250 мест, дополнительные помещения для гримерных и других служб, вход для зрителей и служебный вход, подземный гараж, въезд для фур с декорациями. Пристрой будет выполнен в едином архитектурном стиле с существующим зданием. По словам художественного руководителя театра драмы Вячеслава Гвоздкова, в конце ХIХ — начале ХХ века театры строились как антрепризные площадки и не предусматривали места для цехов, хранения декораций и, тем более, для автомобильных гаражей. Театральные здания, построенные одновременно с самарским (Омский, Иркутский театры), давно перестроены.

«Невозможно сохранять это здание как раритет. Построить новое здание – совсем абсурдное предложение. Тогда перестанет существовать Самарский театр драмы, труппа которого исторически привязана к конкретному зданию. Все должны понять, что историческая часть театра заканчивается на его авансцене. Со сцены начинается перестроенный театр. При сегодняшней реконструкции мы хотим восстановить облик театра. Реконструкция будет проходить в рамках существующего фундамента, мы не собираемся сносить половину Пушкинского сквера! Театр сейчас пристроен на одну треть, теперь он увеличится на четверть. Самая настоятельная необходимость пристроя – это потребность в малой сцене на 250 мест, чтобы сохранить русскую национальную культуру в виде инсценированной классики — говорит Вячеслав Гвоздков. — Время изменилось, и классику уже нельзя играть в зале на 811 мест. Для сравнения: «Ladies night» у нас может выдержать 8 спектаклей в месяц, а «Душечка», «Униженные и оскорбленные» или любая другая классика – один спектакль. В малом зале можно экспериментировать и продолжать традиции русского театра. Эта сцена может быть более доступной по ценам».

Основная сцена театра морально устарела. Уже 25 лет нет Саратовского завода театрального оборудования, а Самарская драма продолжает работать на его механизмах, чуть ли не самостоятельно изготавливая запчасти. Во время ближайшей реконструкции планируется также реставрировать и зрительный зал, который за последние годы даже ни разу не белили. Планируется также приспособить театр для зрителей с ограниченными возможностями.

Предложение обсудить судьбу здания всей общественностью города худрук драмы считает бессмысленным: «Если бы общественность обсуждала каждый памятник, который ставится в России, например, памятник Петру Первому работы Михаила Шемякина в Петропавловской крепости, половину памятников вообще не поставили бы! Кому-то нравится, кому-то нет – пройдет время и все расставит на свои места».

Поволжское управление Росохранкультуры не подвергает сомнению необходимость реконструкции театра, но считает нецелесообразным возводить пристрой. Первый проект реконструкции, утвержденный почти полтора года назад, предполагал увеличение площади здания за счет мансардной части, но в этом случае театр получил бы только 700 новых кв. метров, и ни о какой малой сцене речь, конечно, не могла бы идти.

«Мы понимаем, что коллектив драмтеатра – тоже наша культурная ценность, — говорит руководитель управления Светлана Жданова. – Но наша работа — охранять памятники. На эскизе видно, что в случае возведения пристроя будут нарушены пропорции здания. То, чем мы в нем дорожим, а именно — его теремковость и русский стиль – в этом случае потеряются».

В июле, кстати, проект рассматривался непосредственным начальством Поволжского управления Росохранкультуры – Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультуры РФ). Предварительное эскизное предложение было согласовано, но с условием: провести визуально-ландшафтный анализ восприятия проектируемого здания и представить проект в Поволжское управление Росохранкультуры. Как раз визуально-ландшафтный анализ проект и не прошел. На совещании консультационного совета Поволжского управления Росохранкультуры все участники высказались против пристроя, сравнив новое, «протяженное» здание, с трамваем или Кремлевской стеной.

«Трамвайность» была бы не так страшна, если бы не «островное» положение здания: находясь на возвышении, оно, как на ладони, видно со всех сторон.

Министерство культуры и молодежной политики Самарской области, в чьем ведении находится театр драмы, поддерживает проект.

Как рассказали корреспонденту АНН в министерстве, театр, как и город, растет и развивается, и вопрос о необходимости устройства малой сцены остро стоит уже с 80-х годов прошлого века. Идею поддержал и профессор Московского архитектурного института, архитектор-реставратор О. Пруцын, который рекомендовал возведение дополнительного модуля к пристрою 1967 года в духе архитектуры театра. Чтобы разрешить конфликт между насущной потребностью театра и сохранностью памятника в первозданном виде, эксперты и Росохранкультуры предлагают несколько возможных путей. С одной стороны, можно не пытаться имитировать в пристрое стиль всего здания, а создать нечто современное. Но от этого облик памятника также пострадает. С другой стороны, объем здания можно увеличить за счет движения вглубь, под землю. Но насколько комфортно сможет существовать в этих условиях театр? Раздаются также предложения построить малую сцену в отдельном здании. Есть и четвертый, радикальный путь: доказать, что здание перестало быть памятником федерального значения, снять его с охраны и перестраивать. Министерство культуры в этой ситуации не возражает против мониторинга общественного мнения. 15 лет назад город выступил против, но с тех пор многое изменилось.

Между тем проект уже был презентован в областном министерстве строительства и представлен губернатору. Весной 2007 года на выделенные из областного бюджета средства театр планирует начать строительство. Реконструкция, по словам Вячеслава Гвоздкова, пройдет в три этапа, при этом театр будет продолжать функционировать. Сначала возникнет пристрой, на следующий год реконструируют сцену, на третий — реставрируют историческую часть здания.

Но сбудутся ли все эти мечты и планы?

Агентство национальных новостей

*