В обзоре российских газет 5 сентября:

* Алу Алханов хочет сменить название Чеченской республики

* Карелия: этнический конфликт или криминальные разборки?

«Алу Алханов не хочет быть президентом Чечни»

Материал под таким заголовком сегодня поместил «Коммерсант». Газета рассказывает об инициативах президента Чеченской республики касающихся ее переименования. «Коммерсант», как и многие другие российские издания, пишущие на эту тему, называют это предложение Алханова «ребрэндингом».

Сам Алханов говорит, что слово «Чечня» содержит негативную окраску, воспринимается отрицательно и не имеет никакой юридической базы. «Чеченцы и люди других национальностей, проживающие в республике, никогда не употребляют это уродливое слово, — цитирует издание Алу Алханова. — Слово «Чечня» воспринимается жителями республики как какая-то обрубленная фраза. …Если исходить из названия народа, то мы — нохчи. У республики должно быть другое название».

Чечне предлагается дать название на местном наречии — «Нохчийн республика». «Скорее всего, столь спорное заявление сделано в расчете на общественный резонанс, — считает «Коммерсант» и объясняет почему. — Ведь по популярности президент сегодня заметно уступает своему подчиненному премьеру Рамзану Кадырову».

«Коммерсант» приводит историческую справку появления терминов «Чечня» и «чеченцы». «В XVI веке в наших краях появились первые русские, которые гостили в самом крупном равнинном поселении Чечен-Аул. Вернувшись в Россию, эти люди стали именовать наш край по названию того аула Чечней, а ее жителей — чеченцами», — это слова чеченского историка, президента чеченской Академии наук Шахрудди Гапурова. Историк считает, что в переименовании нет надобности, поскольку спорные термины имеют местное происхождение.

Газета задается вопросом, поможет ли Чечне ребрэндинг? Управляющий партнер брэндингового агентства Defa Grouppe Дмитрий Козлов считает что нет. «Обычно так поступают, чтобы привлечь внимание к странам, про которые мало что известно, но Чечня не тот случай. Видимо, Алханов этой пиар-акцией продолжает линию Кадырова по изменению имиджа Чечни», — говорит эксперт.

Президент Ассоциации коммуникативных агентств России Игорь Янковский говорит, что ребрэндинг нужен бизнесу, особенно в период предпродажной подготовки. Чечню же никто продавать не собираются. «…Если Чечня решила стать бизнес-республикой, то им ребрэндинг пойдет на пользу, — считает специалист. — А если это политический вопрос, то я не представляю, как республику со множеством кланов и народов можно назвать Нохчийн».

«Ведомости» в редакционном комментарии «Ребрендинг пациента» высказывают мысль о том, что идея о переименовании республики не так уж и безумна. «В медицинской практике бывают случаи, когда имя вступает в такую прочную ассоциативную связь с симптомами болезни, что одно произнесение имени может вызывать приступ, — пишет в подтверждение этого газета. — Если переименование снимет хотя бы часть дурных ассоциаций, то затраты себя оправдают. К тому же они не так велики».

«Независимая газета» придерживается противного мнения. «Во-первых, смена названия — достаточно сложное и дорогое удовольствие, — заявил «НГ» генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. — …Во-вторых, затея эта совершенно пустая. Скорее всего она связана с тем, что президент Чечни сейчас несколько потерялся на фоне бурной активности премьер-министра республики Рамзана Кадырова. Поэтому, чтобы хоть как-то напомнить о себе, он и занялся переименованием. У Алханова нет реальной политики, и, главное, за ним нет реальной политической силы. Отсюда эти достаточно экзотические инициативы».

«Российская газета» также сомневается в целесообразности смены названия Чечни. «Даже переименование одной улицы — это прежде всего огромные финансовые расходы, которые регионы, как правило, требуют оплатить из госбюджета. Что уж говорить о переименовании целого региона, — пишет издание. — …Цена вопроса …миллионы рублей, которые в той же Чечне могли пригодиться для более насущных нужд».

«Тем более что сами выгоды от переименования более чем сомнительные, — добавляет газета и объясняет свою точку зрения. — Дело в том, что «Нохчийн республика» означает перевод на чеченский язык устоявшегося названия «Чеченская Республика», что закреплено в Конституции ЧР».

«Любые игры с переименованием могут дать критикам местной власти юридические зацепки в пересмотре конституции», — предостерегает «РГ».

Жители Кондопоги боятся до сих пор

Российские газеты, продолжая «чеченскую» тему, сегодня описывают и анализируют массовые беспорядки в карельском городе Кондопоги.

«Коммерсант» приводит слова очевидца, который рассказывает, что к кафе «Чайка», где было положено начало инциденту, подъехали около 30 кавказцев с ножами и арматурой. «…Они приехали не драться, а убивать, — уверен очевидец. — Ворвались в кафе с двух сторон с криками «аллах Акбар» и давай лупить всех посетителей без разбору. Там же совершенно случайные люди были, так они их на улице догоняли, били по голове арматуринами, тащили на лестницу и там добивали ножами».

При этом издание добавляет, что у «Чайки» все это время стояли две милицейские машины, но милиционеры из них даже не вышли. «Когда скорые приехали, менты не помогали раненых в машины грузить. Чего удивляться — они с кавказцами за руку здороваются», — цитирует издание очевидцев.

«Известия» добавляет, что местные жители считают происходящее следствием того, как вели себя некоторые чеченцы в Кондопоге. «По словам жителей города, несколько лет они безнаказанно терроризировали население, а милиция не предпринимала действенных мер, чтобы наказать виновных», — пишет газета.

«Избивали подростков, отнимали мобильные телефоны, гоняли на машинах без номеров и без прав. И ничего им за это не было!», — цитирует издание возмущенных жителей города, которые, по уточнению «Известий» наотрез отказываются назвать себя по имени — боятся до сих пор.

Официальная «Российская газета» настаивает, что произошедшее в Кондопоге не имеет под собой этнической подоплеки, а находится исключительно в уголовной плоскости. В подтверждение «РГ» приводит слова главы Карелии Сергея Катанандова: «Мы не допустим раздувания уголовного преступления в этнический конфликт». Слухи о «межнациональном конфликте» в Кондопоге развенчал и служитель церкви, в которой произошло отпевание убитых.

«Я думаю, что попытки отдельных людей перевести имевший место конфликт из бытовой в межнациональную плоскость не имеют под собой никакой почвы, — прокомментировал ситуацию протоиерей Лев, настоятель Успенского собора в Кондопоге. — Наглое и демонстративное поведение, погром, устроенный подростками, не оправданы ничем иным, как желанием выпустить адреналин. Удивительно, что за бесчинствами подростков со стороны наблюдали взрослые люди и спокойно проходили мимо».

«Независимая газета» не сомневается, что ЧП в Кондопоге наверняка повлияет на ход предвыборной кампании в Законодательное собрание северной республики и органы местной власти районов, где выборы назначены на 8 октября этого года. «Пока участники штабов избирательных объединений и сами кандидаты в депутаты на эту тему не высказывались. Но информационные рассылки уже пестрят крайними оценками, — сообщает «НГ». — На защиту кавказцев бросилось движение «Наши», заявившее, что не допустит ущемления их прав, и направившее вчера в Кондопогу около 200 своих членов, чтобы «научить местных жителей толерантности».

В другом материале «Независимая» констатирует, что этнические конфликты в стране прогнозировать некому, хотя для этой цели существует специальная государственная структура — отдел этноконфессионального прогнозирования при департаменте межнациональных отношений Министерства регионального развития. Дело, по мнению издания в том, что государство не заинтересовано в настоящем изучении проблемы.

«Я не вижу большой заинтересованности в прогнозировании каких-то конфликтов, — цитирует «НГ» заместителя директора центра по изучению и предотвращению ксенофобии при Институте социологии РАН Владимира Мукомеля. — Это все не востребовано, к сожалению. Потому что сама проблема — долгоиграющая, рассчитанная не на выборы 2008 года, а на века».

«Московский комсомолец» задается вопросом, как вообще появляются диаспоры в российской глубинке и как их члены захватывают лакомые кусочки в бизнесе?

«Захвату способствуют в первую очередь сами местные, — уверены в издании. — Те, кто наделен властными полномочиями. Это и милиционеры, которые с радостью берут отступные за то, чтобы не слишком беспокоить приезжих авторитетов. Это и чиновники, которым откаты от бизнеса застят глаза. В каком-то смысле эти люди — истинные интернационалисты. Их благосклонность падает на тех, кто наглее, кто беспринципнее, кто больше даст. Невзирая на национальность. И этот конкурс коренные жители, судя по всему, проигрывают».

Обзор подготовил Олег Савин, Служба мониторинга Би-би-си

Би-би-си

*