Намеченное на 7 сентября в городе на Неве торжество по случаю открытия восточного полукольца – это подведение итогов и старт движению на всем участке. Из первой очереди транспортного обхода пока закрыт только четырехкилометровый участок между Ржевкой и Шафировским проспектом.

С 29 августа на новой магистрали работает комиссия Федерального дорожного агентства, проверяя готовность объекта к эксплуатации. Помимо этого, на отдельных участках комиссия определит временные ограничения по количеству полос и скоростному режиму. Две развязки, Муринская и Ржевская, будут пока работать по временной схеме.

Так получилось, что сроки закладки и полного завершения кольцевой автодороги совпадают с временем правления нынешнего первого лица государства. Строительство начато в марте 2001-го, через год после наступления эры московских петербуржцев, а сдача второго, южного полукольца приурочена к 2008-му.

Нынешняя, уже реальная, дата открытия – третья по счету; ленточку на новой трассе планировали перерезать в конце 2005-го, однако после визита петербургского губернатора и министра Игоря Левитина (и крылатой фразы: «Нам не нужны недоделанные дороги») решили повременить с открытием до середины 2006-го. Лучше позже, да лучше: если бы хайвей открыли в срок, потом различные участки для завершения работ пришлось бы бесконечно и поочередно перекрывать, создавая обоюдные неудобства автомобилистам и строителям. А теперь, по словам представителей дирекции, новый слой асфальта планируют укладывать только на участке между Колтушским шоссе и Мурманской трассой. Это будет в следующем году, когда грунт 10-ти или 12-метровой насыпи даст окончательную осадку.

Не последнюю роль в затягивании сроков сыграли перебои с оплатой: в 2004-м дважды приходилось приостанавливать работы. Кроме того, строительство увязло на нескольких проблемных участках, особенно на ржевском отрезке, где пришлось при пересечении Большой Охты выносить проходящий под рекой нефтепродуктопровод.

Осенью прошлого года, когда стало ясно, что победных фанфар к намеченному сроку не будет, в руководстве дирекции начались перестановки. В сентябре был уволен глава ДСТО Егор Тратников. Назначенный на его место Александр Смирнов (бывший вице-губернатор при Владимире Яковлеве) продержался в кресле всего неделю и вынужден был сдать дела первому заместителю директора Борису Мурашову, ведущему объект и поныне.

В срыве своевременной сдачи обвинили генподрядчика, направив при этом иск в Арбитражный суд и разорвав контракт сразу с четырьмя организациями. А ржевский участок кольцевой пообещали завершить (правда, оговорив ряд «если») к 1 июля 2006-го.

В придачу к другим трудностям ржевской эстакады к строителям предъявил требования (многочисленные и весьма недешевые) собственник проходящих здесь путей – Октябрьская железная дорога. С учетом этих затрат осилить все сооружение целиком не получилось. В дальнейшем пропускную способность сооружения увеличат, а пока автомобилисты клянут сложное кружево подъездных-съездных путей и недостаточную ширину дороги. Как обещают в ответ представители дирекции, схема развязки станет проще в 2007-м или 2008-м, после завершения второго путепровода в створе Рябовского шоссе (хотя и сейчас надо учитывать огромную разницу между узкой дорогой и ее полным отсутствием).

А тем временем на очереди уже строительство другой, западной части КАД – там, чтобы уложиться в срок до рубежного 2008-го, придется вести работы в авральном режиме. Для этого второй очереди кольца понадобится увеличенное в разы финансирование: сумма, необходимая в 2007-м, оценивается руководством дирекции в 25-30 миллиардов рублей (в этом году на юго-западную часть КАД и на завершение восточного полукольца было отпущено соответственно восемь и девять миллиардов).

При этом ДСТО будет достраивать вторую очередь эстакад и мостов восточной магистрали (второй вантовый мост через Неву даже обещают сдать на год раньше, в 2007-м). Однако эксперты выражают сомнение, что заводы справятся с поставками песчано-щебеночной смеси, строители – с объемами работы, а бюджет – с нагрузкой. Достройка восточной магистрали требует еще 18 с половиной миллиардов. Вероятно, к «году икс» обе части хайвея будут проложены, но отнюдь не завершены, сложные участки КАД так и останутся в «полурабочем» состоянии.

Сегодняшняя оценка восточного полукольца – 68 миллиардов рублей; если вычесть затраты на мосты, путепроводы и развязки (развязки, с учетом расселения окрестных домов и шумозащиты, обходятся дирекции в сумму от полутора до пяти миллиардов, тоннель – в полтора), то конечная цена каждого километра восьмиполосной дороги на ВПК КАД достигает полумиллиарда рублей. Еще в декабре 2003-го Счетная палата обвиняла строителей в финансовых злоупотреблениях при строительстве КАД – в самовольном завышении смет, в расплате с подрядными организациями за одну и ту же работу по разным тарифам. Кроме того, как указали аудиторы, строительство КАД было начато без проверки проектных смет госэкспертизой, что увеличило стоимость более чем на треть.

При расселении попавших в санитарно-защитную зону домов не обошлось без судебных споров. В районе строительства оказались 35 зданий в Невском и Красногвардейском районах – около полутора тысяч семей. Затраты на покупку жилья для них еще в начале строительства были определены в три с половиной миллиарда рублей (в ценах 2001 года), то есть около 7 процентов от общего бюджета полукольца, – в среднем по 2,3 миллиона на семью, или по 875 тысяч на человека. Как посчитали в дирекции, выделенных денег для приобретения жилья недостаточно; Егор Тратников, возглавлявший ДСТО, назвал «нереальными» тогдашние цены риелторского рынка в 500 долларов за квадратный метр (чуть больше полумиллиона рублей за двухкомнатную квартиру). С того времени цены на жилье выросли чуть ли не втрое. Весной 2006-го дирекция предлагала «попавшим под КАД» за отселение из двушки на Запорожской 1, 2 миллиона рублей. Но и этих денег, как указывали в ответ защищавшие права граждан юристы, оказалось уже недостаточно: равнозначную квартиру невозможно приобрести менее чем за 1,6-1,8 миллиона. Реальной суммой можно считать ту, что просят на рынке, а не ту, которую называют некие лицензированные оценщики.

Впрочем, не бывает значимой стройки без финансовых неурядиц и имущественных споров. Миллионам пользователей запомнятся не судебные дрязги или временные неудобства с проездом. Мегапроект будут оценивать по конечному результату.

Дмитрий Полянский,

Фото Владимира Григорьева.

04/09/2006 14:37

Фонтанка

*