Новости Голливуда: «Из жизни спасателей»
Фантазия кино и реальная жизнь странным образом переплетаются в фильме «Из жизни спасателей» (The Guardian). Опытный актер и режиссер Кевин Костнер, лауреат двух «Оскаров», по фильму является наставником молодого актера Эштона Катчера. Естественно, что на съемочной площадке Костнер-актер мог преподать подающему надежды Катчеру урок-другой актерского мастерства, что он, очевидно, и сделал. Естественность, натуральность Костнера просто требуют того же от Катчера, и последний, надо сказать, уроки мастера явно усвоил.
Что касается самого фильма, то картина режиссера Эндрю Дэвиса по сценарию Рона Бринкерхофа рассказывает о жизни пловцов-спасателей Береговой охраны Соединенных Штатов.
Эндрю Дэвис, мастер жанра «экшн», сразу берет быка за рога и бросает нас в холодные воды Берингова пролива у берегов Аляски, где несет службу немолодой уже Бен Рэндалл (Кевин Костнер). По-голливудски лихо снятая сцена спасения двух незадачливых мореплавателей – мужа и жены – вводит нас в мир экстремального спасания на водах, когда пловцам-спасателям приходится в доли секунды принимать решения, от которых зависит, жить ли терпящим бедствие и кому именно из нескольких тонущих, если спасти можно только одного.
В этим энергичном прологе герой Костнера спасает обоих, хотя и вынужден нокаутировать мужа, готового утопить жену, чтобы занять место в спасательной люльке вертолета береговой охраны. Этой сценой заявлено одно из основных противоречий службы спасателя – между альтруистическим порывом спасть себе подобных и инстинктом самосохранения, который можно простить спасаемым, но не спасателю.
Голливуд любит и умеет ставить драмы, в которых представители опасных профессий – военные, полицейские, а теперь вот и спасатель – находятся на возрастном рубеже, который ставит перед ними нелегкий выбор: служить долгу и получать привычную дозу адреналина или признать свои физические и моральные ограничения и удалиться на покой.
Этого покоя хотела бы Хелен Рэндалл (Села Уорд), жена Бена, но его неудержимо тянет в опасные воды. Как это принято в подобных фильмах, жена больше не готова терпеть постоянный страх за жизнь любимого человека и оставляет его. Драма Бена обостряется еще более, когда из-за его упрямого желания спасти юношу с затонувшего рыбацкого траулера гибнет спасательный вертолет и вся команда верных друзей Бена.
Начальство дает Бену выбор: почетная отставка или преподавательская работа в элитарной школе по подготовке пловцов-спасателей. Поскольку формально Береговая охрана США входит в состав вооруженных сил страны, то подготовка специалистов-спасателей напоминает ту, что мы не раз видели в американских фильмах про армию, авиацию и флот. И тут (с поправкой на обильные водные процедуры) авторы не могут удержаться от многократно виденных нами жестких инструкторов, многочисленных отжимов курсантов от пола и тому подобных штампов.
Картина снималась при содействии Береговой охраны, поэтому не приходится сомневаться в аутентичности показываемой процедуры подготовки. Правда, несколько смущала заметная хлипкость некоторых кандидатов в спасатели, причем даже тех, кто остался среди половины неотсеянных. Не исключаю, что для политической корректности авторы ввели в число неглавных героев довольно слабых на вид представителей этнических меньшинств, при том, что вполне накачанный белый бугай был отсеян по сюжету одним из первых.
Наш молодой герой Джейк Фишер (Эштон Катчер) физически выглядит где-то между атлетом и нормальным юношей. Он высокого роста, хорош собой и полон амбиций. Мы узнаем о нем поначалу, что он чемпион по плаванию и отказался от предложений самых престижных университетов, чтобы поступить служить в Береговую охрану.
Между ним и Беном начинается заочное соревнование, поскольку до сих пор все рекорды по плаванию принадлежали именно Рэндаллу. Бен не вполне понимает причины упрямой мотивации амбициозного курсанта, но выясняется, что Джейк выжил при катастрофе автомобиля, который он вел, но при этом погибла вся его команда пловцов.
Это открытие помогает Бену увидеть в Джейке профессиональный и человеческий потенциал, который, как и полагается в фильмах такого рода, должен проявиться ближе к финалу. И, конечно, проявляется. К этому моменту Костнер и Катчер успевают создать на экране убедительную пару профессионалов, связанных отчасти эмоциями, близкими к отцовско-сыновним. Благодаря этому более убедительным кажется трагический финал этих отношений, когда Бен жертвует собой ради спасения Джейка. Хотя к этому времени Бен уже и был отставным спасателем.
Но трагический финал на самом деле не вполне финал, а полуфинал, потому что мы имеем дело с голливудским фильмом для массовой аудитории. И потеря одного из главных героев компенсируется тем, что Джейк и девушка, с которой он должен был расстаться, снова встречаются, и фильм завершается тем самым «поцелуем в диафрагму», который все еще остается одним из характерных приемов американского коммерческого кинематографа.
В этом коммерческом кинематографе есть своя прелесть: размах съемок, приличный темп, красивые герои, лихие сцены, снятые с помощью комбинированных съемок и блестящих каскадеров…
Мы сравнительно недавно видели в кинохронике отчаянную смелость спасателей Береговой охраны в реальной обстановке урагана «Катрина». Фильм «Из жизни спасателей» – своего рода гимн этим смельчакам, но он и приближает нас к людям, которые готовы погибнуть ради того, чтобы жили другие.
***