Моложе "Жигулей". Владимиру Каданникову 65 лет
Конечно, это лишь совпадение, что Московский автосалон всегда открывался в канун дня рождения Владимира Каданникова. А сегодня салон есть, но вот бессменный глава российского автогиганта в канун 65-летия ушел на пенсию. Он ушел, а завод остался.
Съезжающую с конвейера ВАЗа продукцию давно ругают, но, что характерно, на ней ездят! 59 процентов российских автомобилистов рулят отечественными машинами, в основном «Жигулями». В Москве и Питере, правда, уже наоборот: больше иномарок (тоже почему-то 59 процентов). Но, согласно опросу ВЦИОМ, среди жителей, желающих обзавестись машиной, 83 процента не хотят тратить на это больше 5-10 тысяч долларов. А это или подержанная иномарка, или «Лада».
Так не зря почти 39 лет «оттрубил» Каданников на ВАЗе? Увы, хвастаться нечем, поскольку почти 40 лет завод клепал «лучшую малолитражку шестидесятых» — «FIAT-124». А еще Каданникова упрекают, что в последние 15 лет, когда пал «железный занавес», не пускал на завод инвесторов, которые обещали переделать «Жигули» в «Мерседесы». Да, однажды действительно не пустил. Когда очень могущественный олигарх, ныне скрывающийся в Лондоне, предложил продать Волжский автозавод южнокорейскому концерну «Daewoo». Причем официально продать «за копейки», но с личной выгодой: на совет директоров (полтора десятка человек) олигарх выделял четверть пакета акций. Автозаводцы сказали: «Нет!» И потом долго даже по заводу ходили с личной охраной — «на всякий случай» (времена были лихие!)
Ну и где сейчас тот «Daewoo»? Разорился, пошел с молотка. А Каданников все-таки создал СП с американцами. Причем на поток поставили не американскую модель, а новую вазовскую «Ниву», добавив ей второе имя — Chevrolet. И только тогда вазовцы поняли, как же плохо они работают. По случаю выпуска «пилотного» джипа все прыгали от счастья, пока не пришли американские спецы и не насчитали на одной машине четыре сотни (!) дефектов.
Зато «Калина» уже была получше. И следующая модель на новой платформе («проект С»), которая выставлена на вазовском стенде Московского автосалона. На фоне «Бентли», «Лексусов» и «бумеров» наш «проект» смотрится бедным родственником, но, главное, он все-таки существует. А ведь ВАЗ повторил бы судьбу АЗЛК, если бы в свое время не родил «десятки», из-за которых главу ВАЗа запросто могли посадить в тюрьму. Чтобы поставить машину на конвейер, он пошел на преступление — несколько месяцев завод не платил ни копейки налогов в федеральную казну.
Что греха таить, криминала на ВАЗе и вокруг него всегда хватало. Но на это однажды Каданников заметил: «Значит, есть, что воровать!» Согласитесь, такое сегодня можно сказать лишь об очень немногих «советских» предприятиях, еще не полностью растасканных на металлолом.
Сейчас ВАЗу предлагает партнерство президент концерна «Nissan» и концерна «Renault» Карл Гон. В конце концов, чем тольяттинцы хуже китайцев, которые, не имея ни традиций, ни опыта, сегодня замахнулись на роль автомобильной державы.
И еще о совпадениях: завтра, в день рождения Каданникова, автомобильный мир будет отмечать 130-летие Фердинанда Порше — знаменитого промышленника, конструктора и создателя автомобиля «Фольксваген». Между прочим, конструкторское бюро Порше поучаствовало в создании вазовской «восьмерки» — первой отечественной переднеприводной машины и самостоятельной вазовской модели, которая не была копией «лучшей малолитражки шестидесятых».
«Труд» поздравляет Владимира Каданникова с днем рождения и желает, чтобы еще через 65 лет название фирмы «ВАЗ» произносили с не меньшим уважением, чем сегодня автомобилисты говорят о наследниках Порше. Скептики скажут: мечтать не вредно. Но когда ж и помечтать, как не в юбилей?
Проценко Александр
Trud.ru № 161 за 02.09.2006:
***