Башкирский язык стал обязательным
В пятницу татарские, чувашские и марийские национальные автономии Башкирии провели у мэрии Уфы акцию протеста против обязательного изучения башкирского языка в школах. Они назвали это решение республиканских властей абсурдным и потребовали отменить его, потому что доля башкирского населения в республике не превышает и 30%.
Около сотни пикетчиков выстроились вчера перед зданием мэрии с плакатами: «Нет принудительному изучению башкирского языка!» и «Башкирский язык – башкирам!». «Власти республики хотят сделать башкирский язык «языком межнационального общения». Это противоречит здравому смыслу. В России им может быть только русский!» – возмущенно говорил Ъ лидер Союза общественных объединений татар Башкирии Рамиль Бигнов.
Напомним, что до вчерашнего дня башкирский, татарский, чувашский и другие национальные языки в Башкирии изучались только по желанию родителей и учеников. Однако в конце 2005 года республиканские депутаты приняли закон об обязательном изучении языка коренного населения республики. В течение этого года разработано и выпущено 23 вида учебников и пособий. А для комплектования уфимских школ преподавателями из сел и деревень в авральном порядке выписали около 200 учителей. Во всех классах с 1 по 11-й на изучение языка отвели два часа в неделю сверх обычной программы.
Это решение возмутило и учеников, и родителей, и лидеров национальных автономий. Дело в том, что доля башкир в республике не превышает 30%. В то время как русских в Башкирии – 36%, а татар – 31%. В итоге в Уфе, по данным соцопросов, лишь 26% школьников выразили желание изучать башкирский, а родители забеспокоились, что новация ухудшит успеваемость детей.
В министерстве образования Башкирии требования пикетчиков назвали «глупыми». «Нет ничего предосудительного в том, что дети небашкирской национальности будут знать язык коренного этноса»,– заявили Ъ в министерстве. Сопротивление новшеству, по словам чиновников, бесполезно, потому что «решение согласовано с федеральными властями».
Вполголоса пикетчики говорили о том, что введение обязательного изучения башкирского языка – это политическое решение. «В 2008 году, а может быть, и раньше президент республики Муртаза Рахимов покинет свой пост,– говорили они Ъ на условиях анонимности.– На его место могут поставить человека небашкирской национальности, которого не будут волновать языковые проблемы башкир. Вот господин Рахимов и торопится сделать для башкир то, что не успел сделать за годы суверенитета».
ГУЛЬЧАЧАК Ъ-ХАННАНОВА, ИЛЬШАТ Ъ-ГАЙНУЛЛИН, Уфа
ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 163 (№ 3494) от 02.09.2006, СБ
*