Владимир Артяков: »Мы не намерены продавать акции АВТОВАЗа зарубежным производителям»
30 августа в День прессы на Московском международном автосалоне-2006 состоялась пресс-конференция с участием руководителей ОАО «»АВТОВАЗ»». На вопросы журналистов ответили председатель совета директоров компании Владимир Артяков, исполняющий обязанности генерального директора ОАО «»АВТОВАЗ»» Максим Нагайцев, главный конструктор Евгений Шмелев и вице-губернатор Самарской области Сергей Сычев.
— Рассматривается ли вопрос относительно возможной продажи акций ОАО «»АВТОВАЗ»» крупному иностранному автопроизводителю, с кем ведутся переговоры?
В. Артяков: Мы этот вопрос не поднимаем, хотя предложения в наш адрес поступают регулярно. Но мы готовы рассмотреть любой инвестиционный портфель, который будет нам предложен в части, касающейся развития нашего производства и модельного ряда. Такой технологический альянс нас устраивает больше, чем вариант продажи зарубежному концерну какого-либо пакета акций. Нужно сказать, что на сегодняшний день мы достаточно далеко продвинулись в переговорах относительно технического сотрудничества.
— Когда АВТОВАЗ сможет ставить на производство новые модели автомобилей в максимально короткие сроки?
В. Артяков: Минимальный срок изготовления автомобиля для массового серийного производства в режиме конвейерной сборки составляет 24 месяца, и поэтому понятно, что если заниматься проектом, то реально он появится минимум через два года. Нередко иностранные производители могут сократить этот срок и до 18 месяцев, но, к сожалению, АВТОВАЗ пока позволить себе этого не может в силу определенных технических и экономических причин. Поэтому мы достаточно активно занимаемся международной деятельностью и ведем консультации с западными автопроизводителями по проектированию и созданию новых автомобилей. «»Проект С»», представленный на стенде LADA, подготовлен за очень короткий промежуток времени.
М. Нагайцев: Концепция стенда LADA заключается в том, что здесь нет образцов техники, которые появятся не скоро. Базовые автомобили потребители увидят в максимально сжатые сроки. А на следующем автосалоне мы уже представим модификации этих автомобилей.
-Какое направление вы считаете приоритетным для потенциальных инвестиций?
В. Артяков: Для современного автомобиля нужна новая компонентная база, поэтому приоритетом для зарубежных инвесторов должно стать производство комплектующих. В этот сектор должны быть инвестированы значительные технологические и финансовые ресурсы. Новые технологии дадут возможность повысить как качество автомобиля, так и его безопасность.
-Готовит ли АВТОВАЗ заявку в Инвестфонд РФ на получение средств для реализации проектов развития?
В. Артяков: Вполне возможно, что для реализации программ развития будут задействованы внутренние резервы АВТОВАЗа. По оценке нескольких экспертных компаний, при правильном структурировании собственных резервов АВТОВАЗ способен развиваться дальше.
-Как будет развиваться модельный ряд двигателей?
В. Артяков: Спрос на автомобили LADA в России сегодня находится на уровне 1 – 1,2 млн. автомобилей, но мощности по двигателям у АВТОВАЗа ограничены. Поэтому разрабатывается программа как значительного увеличения мощностей по существующему модельному ряду двигателей, так и создания новых силовых агрегатов.
М. Нагайцев: Мы заложили первый камень в фундамент нового механосборочного завода, и сейчас идет стадия проектно-исследовательских работ. Запланировано создание трех базовых силовых агрегатов: это бензиновый объемом 1,6 л, бензиновый объемом 2 л и дизельный объемом 2 л. Этот проект сейчас разрабатывается совместно с НАМИ.
-За счет чего обеспечивалось соответствие «»Проекта С»» всем европейским нормам по безопасности?
Е. Шмелев: Соответствие всем современным требованиям обеспечивается целым комплексом работ. Сюда относится и детальная проработка конструкции кузова с помощью математического моделирования, использование новых материалов, прежде всего, сталей повышенной прочности, а также применение современных технических решений по безопасности – это подушки безопасности, ремни с преднатягом и ограничителем усилия и так далее.
-Когда «»Проект С»» станет серийным автомобилем?
М. Нагайцев: Мы ориентируемся на 2009 год.
-Вы объявили о создании «»Автомобильной торговой компании «»АВТОВАЗ»». Изменится ли принципиально существующая система продаж автомобилей LADA?
В. Артяков: Сбытовые принципы сохранятся. Мы будем работать над более детальной сертификацией наших дилеров и намерены жестко выстраивать свою политику в отношении «»серых»» дилеров. Таким образом, мы уберем целый пласт недобросовестных продавцов и дадим возможность сбытовой сети АВТОВАЗа нормально развиваться. Будут систематизированы сертификация дилерской сети и ценовые параметры реализации автомобилей. Это основные задачи. Кроме того, торговая компания будет заниматься поставками материалов и комплектующих в ОАО «»АВТОВАЗ»». Система управления не может быть эффективной, когда предприятие одновременно занимается производством и руководством огромного холдинга, каковым сейчас является завод. Поэтому принято решение отделить производство от сопутствующих структур. Наше акционерное общество на тольяттинской площадке будет заниматься только созданием и выпуском автомобилей. Собственно говоря, большинство мировых автопроизводителей работают именно по такой схеме. Еще раз хочу подчеркнуть, что меняется только управленческая структура, а центр прибыли остается в Тольятти и Самарской области.
М. Нагайцев: Создание торговой компании – это один из первых шагов на пути внедрения международных принципов, в первую очередь, такого как «»бережливое производство»».
-Как вы намерены создавать систему производства современных качественных автомобильных комплектующих?
Е. Шмелев:
-Мы ведем переговоры и начинаем оформлять контракты с нашими партнерами, речь идет не только об инжиниринге, но уже о локализации производства компонентов в России. На территории нашей страны уже не первый год работает ряд совместных предприятий по выпуску качественных автокомпонентов. Это, к примеру, «»Бош-Саратов»», «»Siemens VDO»».
-Чем привлечет LADA PRIORA покупателей?
Е. Шмелев: В этой модели новая разработка интерьера, и значительно улучшены функциональные свойства. Это касается безопасности, например, сразу в базовой комплектации появляется подушка безопасности. Также усовершенствованы характеристики по шуму, по вибрациям.
По сообщению Пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»
*