63-й Венецианский кинофестиваль открылся довольно строгой церемонией и премьерой фильма Брайана Де Пальмы «Черная орхидея». АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ отдал должное рутинному мастерству Брайана Де Пальмы и порадовался тому, что он никак не составит конкуренцию дебютантам, которые в количестве 26 съехались на Лидо штурмовать венецианскую твердыню.

Актриса Скарлетт Йоханссон (слева), режиссер Брайан Де Пальма (рядом) и другие создатели фильма «Черная орхидея» открыли 63-й Венецианский кинофестиваль

Фото: AP

Фестиваль открылся под аккомпанемент рассуждений о том, какая судьба его ждет в связи с конкуренцией нового Римского фестиваля, который откроется через месяц и благодаря своему огромному бюджету «нагло покупает людей», демонстрируя власть золотого тельца над искусством и моралью. Покупку он начал с Шона Коннери и Николь Кидман, которая станет патронессой фестиваля. Именно в пику им Венеция открылась внушительным звездным десантом «Черной орхидеи». Скарлетт Йоханссон терпеливо раздавала автографы перед входом в фестивальный дворец, а новый кумир Джош Хартнетт проходил по дорожке сквозь рев юных поклонниц.

В зале директор фестиваля Марко Мюллер представил жюри. Возглавляющая его Катрин Денев сменила скромный дневной наряд от Prada (белая блузка, черная юбка) на переливающееся тонами охры облегающее платье от Gaultier: это прозвучало актуально с учетом того, что на фестивале показывают фильм «Дьявол носит Prada». Единственная женщина в жюри первых фильмов, в состав которого входит ваш корреспондент, актриса Стефания Рокка была по итальянской традиции в черном. Возглавляющая это жюри американская продюсерша Паула Вагнер, правая рука Тома Круза, приедет только сегодня – возможно, как раз из-за конфликта вокруг Круза. На прошлой неделе киностудия Paramount Pictures, ежегодно выплачивавшая компании Тома Круза $10 млн, объявила о расторжении контракта с киноактером. По оценкам руководства Paramount, увлечение господина Круза сайентологией и некоторые другие причуды стоили студии около $150 млн – именно столько недобрал в прокате последний фильм с Томом Крузом «Миссия невыполнима-3». В результате Cruise/Wagner Productions вынуждена искать новые источники финансирования.

После представления жюри возникла пауза: героев «Черной орхидеи» не отпускали фаны на улице. А потом наконец начался фильм. Убийство голливудской старлетки Бетти Энн Шот стало сенсацией 1947 года. В то время кадры хроники нацистских концлагерей только-только стали доходить до сознания широкой общественности и фотографии изуродованной Бетти считались слишком шокирующими, чтобы их публиковать. Теперь пришло время рассказать эту криминальную историю, включающую в себя подпольную порноиндустрию, лесбийскую субкультуру, полицейскую коррупцию и культовую атмосферу нуара – излюбленного американского киножанра 40-х годов.

Брайан Де Пальма – большой мастер ремейков и постмодернистских триллеров – сделал все, чтобы увлечь зрителей, использовав для приманки самых модных голливудских артистов во главе с Джошем Хартнеттом, Скарлетт Йоханссон и Хилари Суонк. Однако самой выразительной оказалась Миа Киршнер, играющая несчастную старлетку, ставшую жертвой собственного невинно-порочного имиджа. Подоплека же самого убийства и его расследование выглядят довольно тривиально и даже немного опереточно – на фоне того, что человечеству удалось узнать за истекшие более чем полвека о гнилой изнанке людской натуры.

Фильм, который начинается в лучших традициях классического нуара, к середине начинает явно закисать и в конце концов сползает к откровенному китчу. Для героя Джоша Хартнетта – до идиотизма честного полицейского, в прошлом боксера – приобретенный опыт сводится к тому, что границы добра и зла в этом мире размыты, а от людей, даже самых близких, можно ожидать чего угодно. Такова была и мораль нуара, но в ту пору она звучала откровением, чего не скажешь про сегодняшний день.

В сущности, всю эту историю правильнее было бы рассказать, как «Расемон», в разных версиях. Ведь известно, что в убийстве Бетти призналось аж 500 человек: она была столь сладкой и соблазнительной, что каждому хотелось внести свою лепту в «преступление века». Эти подробности заново всплыли совсем недавно в связи с признанием некоего Джона Марка Карра, арестованного в Бангкоке, в убийстве шестилетней королевы красоты Джон Бенет Рамсей. Прогресс неумолим: возраст соблазна решительно снижается, что касается механизмов сексуального пиара, они не претерпели сколько-нибудь существенных изменений и благополучно перекочевали из эпохи идеологий и мировых войн в эру интернета и анонимного террора.

ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 162 (№ 3493) от 01.09.2006, ПТ

КОММЕРСАНТЪ

***