Вчера не стало Игоря Кио. Ему было каких-то 62 года, из которых честных полвека отдано блистательному иллюзиону. Еще пару месяцев назад встречались с ним, говорили о проблемах цирка; каждое слово он произносил натужно, тяжело дышал, уже давно и серьезно болел. Но была надежда. И вот она оборвалась. Страшный фокус разыграла жизнь…

Фото ИТАР-ТАСС

Какие теперь слова… Лишь соболезнования супруге Виктории Ивановне, дай Бог ей сил стойко держаться и мудро перенести уход мужа.

    — У него обнаружили опухоль, — тихо говорит она, — и еще две недели назад сделали операцию. Которая, как нам сначала показалось, прошла успешно. Но после организм не справился: один за другим стали отказывать органы…

    — Он пришел в себя после операции?

    — Да, конечно. Но ненадолго. Очень нехорошо себя чувствовал. И вот…

    Это страшный удар для друзей Игоря Эмильевича. Они просто не находят слов… Ведь каждый его трюк, каждое представление — это гимн радости, жизни, искусству. Тем серьезнее для Кио была последняя наша беседа о современном состоянии дел в цирковом хозяйстве, отрывок из которой здесь приведу:

    — Что такое цирк? Это искусство вчерашнего дня, которое никого не интересует и никому не нужно. Ведь как разительно изменился круг интересов! А цирк, словами Куприна, “остановился в своем развитии еще со времен Цезаря”. Зритель, приходящий на представление, видит одних и тех же акробатов, жонглеров, собачек… Тут ему надо быть специалистом, чтобы заинтересоваться отличием одного от другого. Поэтому мама лучше отведет ребенка в Уголок Дурова или в зоопарк. А цирк… До чего дошло: когда-то, при советской власти, у Цирка на Цветном жглись костры, и люди с ночи места занимали, чтобы в 8 утра в кассе купить билетик. Нынче же, даже в таком мегаполисе, как Москва, собрать полный зал — большая редкость. А про периферию вообще говорить страшно. Если в Москве цирки работают только в пятницу и в выходные, то там — еще реже. Директора вынуждены сдавать помещения под рестораны, магазины, чтобы хоть как-то выжить!

    — Человек смертельно рискует, ставя сложные номера, но даже это…

    — Даже это зрителя оставляет равнодушным…

    Его душа болела до последнего дня.

    Иосиф Кобзон:

    — Я познакомился с Игорем, когда он еще ребенком выходил на манеж старого цирка на Цветном бульваре в 1958 году. Помогал своему отцу — знаменитому иллюзионисту Эмилю Теодоровичу. Игорь всегда был очень артистичным и обаятельным — и на сцене, и в жизни, — сразу привлекая к себе внимание. Любил помогать людям. И не только артистам, но и всем, кто к нему обращался. Будучи уже обреченным, не переставал думать о цирке. В мэрии Москвы лежит его неоконченный проект современного Центра искусства иллюзии… Но, к сожалению, он покинул нас, не воплотя своей задумки. Но еще долго будет жива память об этом удивительном артисте, который впервые совместил цирк и эстраду…

    …Мало кто знает, что судьба Игоря Эмильевича могла сложиться совсем по-иному. Рассказывает вдова легендарного тренера Константина Бескова — Валерия Николаевна:

    — Мы дружили семьями всю жизнь. Игорь мальчишкой занимался у моего мужа в ФШМ — футбольной школе молодежи в Лужниках. Константин Иванович мог сразу распознать в юноше талант. И у Кио он был. Муж возлагал на него большие надежды. Чудесным был нападающим, мастерски забивал! Однажды он перестал приходить на тренировки. Мы обеспокоились и поехали к нему в цирк, где он в то время уже ассистировал отцу. Но… к нам вышли родители и сказали, что у Игоря будет иное, нефутбольное будущее… И то, что случилось сейчас, — для меня второе горе. Я потеряла мужа, теперь потеряла Кио. Они еще недавно отдыхали с женой за границей, но он уже угасал… Какой умный, интеллигентный, замечательный!

    Панихида по Игорю Эмильевичу состоится 1 сентября в 12 часов дня в Цирке на Цветном. Потом, как нам сообщила его супруга, будет кремация, и несколькими днями позже урна будет захоронена на Новодевичьем кладбище — он сам того хотел: вместе с мамой и папой.

   

    САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ ТРЮК КИО

    Самый известный трюк Игоря Кио был исполнен в 1993 году вместе с Владимиром Молчановым, ведущим программы “До и после полуночи”, на Останкинском пруду. Там присутствовали 50 тысяч человек. Артиста связывали, засовывали в мешок, мешок укладывали в сундук, а сундук сбрасывали с вертолета в прорубь. И когда публика уже не сомневалась в гибели фокусника, он выезжал к ней на белом “Мерседесе”. Сейчас для организации такого трюка нужно $2 млн.

   

Московский Комсомолец

от 31.08.2006

Ян СМИРНИЦКИЙ.

Московский Комсомолец

***