Вчера бюро высшего совета «Единой России» подвело итоги первого этапа кампании по выборам в девяти региональных парламентах, которые пройдут 8 октября. Ход кампании был признан успешным, однако, по сведениям Ъ, партия опасается не выполнить программу-минимум (45-50% голосов) в тех регионах, где административный ресурс оказался рассредоточен между несколькими внутрипартийными группами влияния.

Бюро высшего совета «Единой России» приняло к сведению информацию о ходе подготовки к выборам региональных парламентов. Практически во всех девяти регионах завершилась процедура выдвижения и регистрации партсписков и кандидатов-одномандатников. Запаздывает лишь Карелия, где партконференция прошла 20 августа и список партии еще не зарегистрирован. В Пермском крае, где выборы пройдут в декабре, пока сформирован лишь предварительный список, еще не согласованный с генсоветом партии.

Между тем источники Ъ в «Единой России» выделяют несколько проблемных регионов, где уже утвержденные концепции кампании нуждаются в текущей корректировке. Особенно это касается тех субъектов, где партии не удалось консолидировать административный ресурс. К примеру, в Астраханской области рейтинг «Единой России» оценивается лишь на уровне 30-32%, поскольку регион традиционно тяготеет к красному поясу. Партия наметила нарастить рейтинг на 10-15%, но эти планы могут сорваться из-за того, что лидеры списка – губернатор Александр Жилкин и мэр Астрахани Сергей Боженов – находятся в состоянии острого конфликта. В последний момент удалось достичь договоренности о вхождении мэра в список, но действовать согласованно чиновники не начали.

Источники в астраханском отделении партии сообщили Ъ, что мэр по-своему видит ход кампании и даже нанял автономную группу политтехнологов, которые помимо прочего помогают некоторым кандидатам-одномандатникам из числа членов КПРФ.

Схожая ситуация возникла в Карелии, где конфликтуют губернатор Сергей Катанандов и мэр Петрозаводска Виктор Масляков: руководство партии рекомендовало включить в верхушку списка популярного в столице республики градоначальника вопреки желанию губернатора.

Кстати, подобная самодеятельность региональных лидеров в Калининградской и Нижегородской области уже привела к не самым лучшим результатам в ходе первого единого дня голосования 12 марта. Губернаторы Георгий Боос и Валерий Шанцев не согласовывали свои предвыборные действия с центральным аппаратом партии и организовали параллельные региональные штабы. В итоге партия получила в этих регионах более низкий процент, чем рассчитывала: соответственно 34,6% и 43,9%.

Примером четкой административной работы в «Единой России» считают Чувашию.

Электорат республики симпатизирует левым, но партия настолько уверена в высоком результате, что пожертвовала своим «дублером», Российской партией пенсионеров, в пользу местных коммунистов, за которых ходатайствовал глава республики Николай Федоров. По сведениям Ъ, господин Федоров видит будущий республиканский парламент двухпартийным с подавляющим перевесом «Единой России» и готов позволить КПРФ набрать в своем регионе 10-12%.

В условиях отсутствия в ряде регионов графы «против всех» особую миссию по нейтрализации протестных голосов единороссы отводят ЛДПР. В частности, в Приморье, согласно внутренним опросам партии, протестный электорат колеблется на уровне 25% голосов, большую часть которых, как рассчитывают в «Единой России», оттянут на себя либерал-демократы. В этом случае ЛДПР может получить не менее 14-15% голосов и стать второй по численности партией в краевом парламенте.

ИРИНА Ъ-НАГОРНЫХ

ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 160 (№ 3491) от 30.08.2006, СР

КОММЕРСАНТЪ

*