Исходящие — бесплатно! Пользователи сотовой связи нашли лазейку в законодательстве
Нововведенный принцип связи «все входящие бесплатно» оказался классической палкой о двух концах. Уже нашлись «народные умельцы», которые за небольшую плату предлагают абонентам сотовой связи сократить их расходы на общение… до нуля. А именно — превратить любые исходящие во входящие.
Интернет пестрит подобными предложениями: за пять минут корреспондент «РГ» отыскал целых пять фирм. Принцип прост: клиент набирает номер телефона дозвона, который высылается ему при регистрации, и, услышав короткие гудки, сбрасывает вызов. Спустя несколько секунд поступает обратный звонок, пользователь отвечает на вызов, а потом набирает нужный ему номер. Система автоматически превращает исходящий звонок во входящий.
Для этого нужно лишь воспользоваться принципом обратного дозвона (call-back) при помощи так называемого GSM-шлюза. Чтобы сделать систему самоокупаемой, достаточно десятка пользователей, оплативших «услугу». Все последующие клиенты — уже чистая прибыль.
Компании — операторы сотовой связи, разумеется, считают такую «услугу» мошенничеством и уже начали отслеживать абонентов с завышенным исходящим трафиком. Но надо еще доказать, что пользователи злоупотребляют недозволенными «приставками».
Прокомментировать ситуацию для «РГ» мы попросили президента Клуба противников сотовой связи Алексея Лавинского.
— В таком способе связи нет ничего нового. И раньше абоненты использовали GSM-шлюзы, чтобы превращать любые звонки во внутрисетевые, которые тарифицировались дешевле. А после вступления в силу закона о бесплатных входящих, приведшего к увеличению расходов на связь, появление таких программ и услуг в Интернете было неизбежно. Этот сервис возник, так сказать, на стыке законодательства. Оказывать услуги мобильной связи без лицензии нельзя, но в данном случае речь идет лишь об оказании услуги call-back. И парадокс в том, что отбирать хлеб у сотовых операторов можно, в общем-то, на законных основаниях. Да, в абонентском договоре любого оператора есть пункт, обязывающий не использовать телефонный номер для установки шлюзов. Однако договор — это не закон. А нарушение российского законодательства в деятельности таких фирм отыскать и доказать будет непросто. Хотя операторы наверняка постараются это сделать, если распространение услуги станет массовым и начнет наносить серьезный ущерб.
Разумеется, обратившиеся к «благодетелям» абоненты рискуют просто отдать деньги, не получив взамен никаких услуг. Ведь на интернет-сайтах подобных компаний нет никаких реквизитов, а услуга оказывается по предоплате. Однако, судя по стремительно растущему предложению, спрос есть. И качество, надо понимать, потребителей удовлетворяет.
Между тем действия МТС, «ВымпелКома» и «МегаФона», контролирующих 86,1% рынка мобильной связи, сами стали предметом изучения антимонопольного ведомства. В ближайшее время ФАС вынесет решение по поводу повышения крупнейшими операторами розничных цен на первую минуту разговора. А на 28 сентября назначено рассмотрение возбужденного ФАС дела по обвинению «большой тройки» в нарушении статьи 6 Закона «О конкуренции…». Предметом разбирательства станет повышение компаниями тарифа по обмену трафиком с небольшими операторами сотовой связи.
Член Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи депутат Максим Коробов в сентябре собирается внести в Думу проект поправок к статье 2 закона «О связи…», в соответствии с которыми МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» будут признаны компаниями, занимающими существенное положение в сети общего пользования (пока таковыми считаются лишь операторы фиксированной связи). Это позволит Россвязьнадзору взять под контроль их тарифы.
Кстати, самое серьезное недовольство у пользователей сотовой связи вызывают так называемые «скрытые» платежи, не указанные в рекламе компаний. Так, в качестве наиболее яркого примера недобросовестной рекламы приводится недавно введенный компанией МТС тарифный план «Первый», где стоимость исходящего звонка указана в размере 7 центов за минуту. Однако при этом вводится плата за соединение (11 центов) и поминутная тарификация (вместо привычной посекундной), плюс НДС, да плюс внутренний курс у. е. компании. Таким образом, разговор, длящийся минуту с небольшим (а таковы, по статистике, три четверти разговоров), обходится звонящему более чем в 8 рублей.
Михаил Осин
Дата публикации 30 августа 2006 г.
*