«Волготанкер» плывет к самоликвидации. Частные акционеры компании саботируют годовые собрания
Вчера из-за отсутствия кворума во второй раз не состоялось годовое собрание акционеров ОАО «Волготанкер»: на него не явились представители оффшорных компаний, в чьих руках сосредоточено 76,34% акций. В терруправлении Росимущества считают, что бойкотирование годовых собраний частными акционерами, аффилированными с менеджментом компании, фактически означает подготовку к самоликвидации пароходства.
Объявленный в международный розыск экс-председатель СД «Волготанкера» Александр Александрович готовит пароходство к самоликвидации
Фото: СЕРГЕЯ НИКОЛАЕВА |
По другой версии, акционеры опасаются уголовного преследования, поскольку топ-менеджеры пароходства объявлены в международный розыск в рамках нескольких уголовных дел.
Как стало известно „Ъ“, намеченное повторное годовое собрание акционеров ОАО «Волготанкер» вчера опять не состоялось из-за отсутствия кворума (изначально годовое собрание было запланировано на 23 июня, но и тогда оно не состоялось по аналогичной причине. — „Ъ“). По словам вице-президента управляющей компании пароходства ОАО «Волготанкер-АМС» Андрея Клейменова, на собрании присутствовали только представители государства и миноритарии (всего 20,6 % акций. — „Ъ“). Не явились представители оффшорных компаний, в чьих руках сосредоточено 76,34% акций. По словам господина Клейменова, в повестку дня были включены традиционные вопросы — об утверждении годовой и бухгалтерской отчетности, об избрании совета директоров и ревизионной комиссии. Напомним, что крупнейшими акционерами АО «Волготанкер» являются государство (20%). А также оффшорные компании Anamet Limited (19,5%), Porex Holdings Limited (18,6%), Flexmere Holdings Limited (13,19%), Corant Holdings Limited (11,56%), Henry Assest Inc (9,38%), аффилированные с менеджментом пароходства во главе с экс-председателем СД транспортной компании Александром Александровичем.
Ъ «Волготанкер» – один из крупнейших речных перевозчиков нефтепродуктов в России, флот которого насчитывает 353 судна. По итогам 2005 года компания получила 1 млрд 107 млн 510 тыс. рублей чистого убытка по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) против 6,5 млн рублей чистой прибыли годом ранее. В первом квартале 2006 года пароходство получило 158 млн рублей чистого убытка. С 1992 года компания официально зарегистрирована в Самаре. До 2000 года ею управляли структуры НК «ЮКОС».
На сегодняшний день претензии УФНС по Самарской области и межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам №6 к ОАО «Волготанкер» за период с 2001 по 2005 годы составляют порядка 3,9 млрд рублей. Несмотря на то что иски налоговиков обжалуются пароходством в арбитражных судах, с конца весны 2006 года деятельность компании фактически заморожена: на счета и имущество «Волготанкера» наложен арест (общая стоимость находящегося в настоящее время под арестом имущества, включая суда, превышает 1,3 млрд рублей. — „Ъ“)
Ранее, в связи с финансово-экономическим кризисом ОАО, менеджеры компании высказались за скорейшую национализацию пароходства. Однако, по словам Андрея Клейменова, государство никак не отреагировало на это обращение. «Ситуация вообще никак не изменилась, за исключением того, что деньги подходят к концу и людям нечем платить зарплату», — сообщил вчера „Ъ“ господин Клейменов, уточнив, что в течение года количество работников ОАО сократилось с 10 тыс. до 2 тыс. человек.
В терруправлении Росимущества по Самарской области считают, что акционеры — представители оффшорных компаний, сознательно бойкотируют проведение годовых собраний. «В ситуации когда пароходство не расплачивается по налоговым претензиям, фактически не работает и несет серьезные кадровые потери, затягивание свидетельствует о том, что «Волготанкер» самоликвидируется», — заявили в терруправлении, не исключив, что новый собственник получит абсолютно «пустую» компанию – без коллектива, флота и имущества, арестованного за долги.
По другой версии годовое собрание акционеров не состоялось по той причине, что несколько топ-менеджеров пароходства по-прежнему находятся в международном розыске. Напомним, что летом 2004 года самарская областная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении шестерых менеджеров «Волготанкера» во главе с экс-председателем совета директоров пароходства Александром Александровичем, которых обвинили в мошенничестве и легализации доходов. В самом пароходстве преследование со стороны налоговых и правоохранительных структур объясняли связями «Волготанкера» с ЮКОСом, поскольку пароходство в больших объемах перевозило продукцию НК. «Менеджеры компании сейчас находятся в бегах и опасаются ареста», — считает аналитик ИК «Антанта-Капитал» Александр Блохин. По его мнению, по той же причине на собрание не прибыли представители и оффшорных компаний ОАО, которые также опасаются уголовного преследования. «Налоговый прессинг потянул «Волготанкер» ко дну – его деятельность фактически остановлена, что уже отрицательно сказалось на речных перевозках, и, судя по всему, доведет пароходство до предсказуемого конца», — считает господин Блохин, подчеркнув, что на сегодняшний день в пароходстве «спасать уже нечего». Однако аналитик не исключает, что налоговые претензии будут снижены, как только «пароходство окажется под крылом государства». «После того как ОАО «Юганскнефтегаз» (бывшая «дочка» ЮКОСа. — „Ъ“) стало частью Роснефти, налоговые претензии к компании с $5 млрд снизились до $0,8 млрд.», — напомнил господин Блохин, не исключив, что аналогичная ситуация может произойти и с «Волготанкером».
На это Андрей Клейменов заявил, что подобные аналогии проводить преждевременно. «Как государство решит, так и будет», — считает господин Клейменов. По его словам, в течение 15 дней совет директоров назначит новую дату проведения годового собрания акционеров.
ПАВЕЛ СЕДАКОВ
САМАРА №160 от 30.08.2006, СР
***