Первоначальный эскиз Франца Рубо был посвящен ожесточенному бою за батарею Раевского: контратаке русских частей, увлекаемых в бой генералом Ермоловым. Однако после посещения художником Царского Села эскиз был отклонен царем и затем загадочно исчез. Причину этого исчезновения позднее объяснила газета «Русский инвалид»: «Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть… словом, выходила действительно «русская» панорама.

Эскизы, написанные с большим подъемом и художественным чутьем, были готовы, но тут сказала свое веское слово комиссия, предложившая художнику изобразить другой момент сражения, а именно полдень, когда начались огромные кавалерийские атаки наполеоновской конницы, наиболее характеризующие, по мнению комиссии, Бородинский бой». Отстоять свой выбор Франц Рубо не сумел: поскольку панорама создавалась в годы упрочения союза с Францией, правительство заставило художника избрать для панорамы тот же сюжет, который был представлен французским баталистом Ланглуа в одноименном произведении. «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов», — жаловался Ф. Рубо. Работа над панорамой — огромным холстом размером 14 на 115 метров — шла около года в предместье Мюнхена при участии И.Г.Мясоедова. К столетнему юбилею Отечественной войны 1812 года панорама была открыта в специальном павильоне на Чистых прудах, сооруженном по проекту военного инженера П.Воронцова-Вильяминова. Экспонировалась «Бородинская битва» недолго: в связи с начавшейся мировой войной доступ к ней был прекращен, в здании панорамы разместили госпиталь, а холст долгие годы хранился в разных концах Москвы: под сценической площадкой Нескучного сада, в саду «Аквариум», на театральном складе сада «Эрмитаж». После длительной реставрации панораму воссоздали в 1962 году в новом здании на Кутузовском проспекте.

29/08/2006

"РИА Новости"

***