(Дамские штучки — мужчинам не читать!) Чего хочет женщина? Быть в авангарде моды! Кто-то однажды метко пошутил, что если мода для Франции — это высокое искусство, для Италии — религия, то для Англии — это род безумия. Что безоговорочно подтверждает своими коллекциями королева британской моды Вивьен Вествуд.

Милая сердцу Англия

Любовь к Англии не похожа ни на один роман из тех, что нам дано пережить с другим странами. Английские парки в русских имениях, английские гувернантки в русских семьях, английские романы в русских переводах — вся эта наша неутоленная тоска по «другой жизни и берегу дальнему» заставляет и сегодня грезить нас о любимой Англии. Не говоря уже о моде.

Кто-то однажды метко пошутил, что если мода для Франции — это высокое искусство, для Италии — религия, то для Англии — это род безумия. Что безоговорочно подтверждает своими коллекциями королева британской моды Вивьен Вествуд.

Vivienne Westwood. Культовое, начиная с 1970-х годов, имя напомнило о себе этим летом. Наконец-то в Самаре любой уважающий себя модник может приобрести самые авангардные «объекты желания».

Дама с понятиями

Прирожденная революционерка, эксцентричная леди, выдающийся дизайнер, великосветская хулиганка, кавалер ордена Британской империи, мать двоих детей и любящая жена человека, который младше ее почти на три десятка лет…

Кажется, любой из фактов ее биографии писался прямо на страницах скандальной хроники. Вивьен Вествуд была первой женщиной, которая в 1970-х соорудила на собственной голове «взрыв на макаронной фабрике». Именно она сшила из британского флага и шотландки наряды, ставшие предвестниками ренессанса Cool Britannia (cool в смысле «клевая») в середине 1990-х. Впрочем, хроника известна всем. А какова ее героиня в жизни? Светлая кожа, мягкий голос, характерный северный акцент, эксцентричная и очаровательная — в ней не меньше английского, чем в традиционной чашке чая в пятом часу пополудни.

Несмотря на ее 62 года в ней не заметно никаких признаков усталости. Она все та же: самый оригинальный, самый противоречивый и самый скандальный дизайнер в мире. Свои женские коллекции она демонстрирует в Париже, как и полагается, два раза в год. Одежду для мужчин Вествуд делает с 1990 года и показывает в Милане, при этом ее исключительное портновское мастерство взахлеб обсуждают в прессе уже несколько сезонов подряд. Особенность дизайна Вествуд — это очевидное противоречие между канонами традиционных «кройки и шитья» и той легкомысленностью, которая делает одежду не только функциональной, но еще и красивой. Вествуд признается, что чем старше она становится, тем важнее для нее понятие мастерства: «Я — англичанка, а у англичан это в крови».

За гранью добра и зла

В начале 1960-х Вивьен жила скучной жизнью обитательницы лондонских пригородов: растила ребенка, работала учительницей. Но в 1966 году она встретила человека, который полностью переменил ее жизнь. Это был тот самый Малколм Макларен, будущий основатель группы Sex Pistols и «крестный отец» всего панк-движения.

Вивьен развелась со своим мужем и съехалась с Маклареном, который вскоре стал использовать ее таланты портнихи и художницы. Вместе они открыли магазин на King`s Road, который почти сразу же превратился в центр панк-культуры. В магазине продавались модные изобретения Вествуд: скрепленные булавками майки с неприличными надписями, садомазохистские наряды, сделанные из резины. Для пуританской Англии подобный дизайн находился где-то далеко за гранью добра и зла.

В начале 1980-х Вествуд выступила со своей пиратской коллекцией, образы которой она скопировала с костюмов XVIII и XIX веков. Этот неоромантический стиль в одежде вскоре станет ее фирменным.

Одна из самых сильных черт Вествуд — ее способность сочетать бескомпромиссную оригинальность и коммерческий интерес. Вспомним, например, что оба ее аромата, Boudoir и Libertine, пользовались огромным успехом. А одни из ее самых скандальных творений стали и самыми успешными — лиловые туфли на платформе высотой 30 сантиметров, в которых Наоми Кэмпбелл упала на подиуме, и почти неприличный корсет, едва прикрывающий соски. Коллекция обуви на платформе была распродана за несколько дней (несмотря на то, что в ней в прямом смысле слова было невозможно ходить), а возмутительные корсеты стали коллекционной редкостью. Вествуд изобрела мини-кринолины, бюстье и возвела нижнее белье в ранг верхней одежды (задолго до Мадонны, уж поверьте).

Королева эпатажа

В Британии Вивьен стала притчей во языцах, когда приняла из рук королевы орден Британской империи, явившись на церемонию без трусов: покинув Букингемский дворец, она не преминула продемонстрировать отсутствие этой детали туалета фотографам. Были и другие шоу: она позировала в образе Елизаветы I (сходство, надо признать, было удивительное) и в качестве двойника Маргарет Тэтчер.

И все-таки самое важное для Вивьен Вествуд — «просто делать что-нибудь красивое». Возможно, именно поэтому она не устает восхищаться Россией во всех ее проявлениях, будь то архитектура Санкт-Петербурга или русские женщины. «Они выглядят просто невероятно. Они удивительные. На этой планете больше нет ничего подобного». И, возможно, именно эти слова вы произнесете, встретив на улицах Самары обладателей вествудских шедевров.

P. S. Сумка от Вивьен Вествуд стоит 15 тысяч рублей, ремень — 2 тысячи рублей.

Ольга Петропавловская,

обозреватель Медиа Группы «Ваш выбор» ©

Иллюстрации: РОЛ

*