Файнэншл таймс», анализируя бурно растущий потребительский рынок в России, цитирует одного из западных бизнесменов: «В России есть два товара — водка для мужчин и губная помада для женщин».

Бизнесмен этот — один из основателей косметической фирмы Oriflame, одной из самых успешных на российском рынке.

Газета рассказывает о сети продавцов косметики в России, которых, по подсчетам фирмы, примерно 500 тысяч, что больше, чем членов Коммунистической партии. Рынок косметики в России растет быстрее, чем можно было ожидать, пишет «ФТ». Желание российских женщин хорошо выглядеть столь же велико — если не больше — как и в других странах.

Средняя зарплата в России около 250 долларов в месяц, и далеко не у всех есть свободные деньги, чтобы покупать дорогое кухонное оборудование или автомобили. Но на косметику деньги есть у все большей и большей части населения.

Продают косметику все кому не лень; косметическим коммивояжерством занимаются в свободное от работы время — да и на работе тоже — учителя, врачи и ученые. Что, как считает представитель Oriflame, приносит свой эффект. Ведь врачам и учителям люди доверяют больше всего.

Опасность в том, пишет газета, что вся эта система так называемых «прямых продаж» очень уж смахивает на пресловутую пирамиду. Однако представители компании это отрицают. Как пишет «Файнэншл таймс», ясно одно: мало кто из западных компаний оказал такое влияние на женщин Восточной Европы, как Oriflame и ее главный соперник Avon.

19 марта 2004 г., 03:34 GMT 06:34 MCK

Би-би-си

*