Может, Волга по-прежнему впадает в Каспийское море, зато Кама уже впадает в Гудзонов залив. Америка стала ближе. От Елабуги до Нью-Йорка можно дошлепать на моторной лодке с запасной канистрой. «Хау ду ю ду! Привет вашей статуе Свободы от нашей! У вас все еще демократия, сэр? Понимаем, понимаем… К нам, в Елабугу, ее тоже завозили…».

Статую Свободы в Елабуге поставили возле развлекательных клубов с гармонирующими названиями «Бруклин» и «Манхэттен». Местные бизнесмены проявили находчивость, не пожалели денег, и горожане им благодарны. Этот уголок города сразу сделался привлекательным. Особенно любят фотографироваться на фоне статуи молодожены, хотя они-то как раз свободу теряют.

       По части утраты свободы с молодыми мужьями могут сравниться разве лишь здешние журналисты: официальные СМИ старательно избегают каких-либо оценок деятельности местной власти. Впрочем, отдельные вспышки газетной вольности еще наблюдаются. Так, в начале августа газета «Новая Кама» свободно напечатала на первой полосе крупный коллаж: на переднем плане, на возвышенности, — глава города и района Ильшат Гафуров, а за ним, в низине, — городские кварталы и предприятия. Как сказал бы поэт, ЕлАз подо мною, один в вышине…

       Что же за общественно важное событие вызвало прилив гражданской активности журналистов? Оказывается, мэру Гафурову исполнилось 45 (сорок пять) лет. Могла ли пресса изнемогать еще пять лет в ожидании более круглой даты? Конечно, не могла. Вот в «Новой Каме» и воспользовались свободой печати и вполне откровенно оценили Ильшата Рафкатовича. Теперь все знают, что он является «уникальным лидером по эффективности своей хозяйственной и политической деятельности». Вдобавок народ оповещен о том, что «45-летие руководителя совпало с эпохой перемен, на пороге которых стоит Елабужский район». А что было бы, если бы не совпало? Сразу и не сообразишь…

       Жаль, что такие проникновенные мысли изложили в прозе, но для тех, кто разбирается в тонкостях взаимоотношений прессы и власти, есть и стихи. «Ода мэру Ильшату Гафурову» — так называется произведение, напечатанное в тот же памятный день местным изданием «Хорошая газета» (пусть теперь кто-нибудь скажет, что газета плохая!). Ода — она и есть ода. Тут уж, как говорится, невзирая на лица: «Лиц первых, сколько их сменилось? А город гнил — весь результат. Вам дали власть — жизнь изменилась, народ в восторге…». И опять с тревогой задумываешься: а что было бы, если бы власть дали не виновнику торжества, а кому-нибудь другому? Неужели догнившую Елабугу смыло бы речной волной?

       Заметим, что такое свободомыслие газетам сходит с рук только по праздникам. В будние дни за журналистами присматривают строже. К примеру, в районной администрации разработали «Правила аккредитации представителей СМИ при органах местного самоуправления». В ряду того, чего аккредитованным журналистам делать нельзя, с чиновничьей прямотой указано: «Не использовать личные суждения (комментарии, разъяснения) в публикуемых материалах в ходе освещения официальных мероприятий». Ну, то есть журналист вправе позволить себе личные суждения в лесу у костра или в поле у ручья. Там свободу слова пока еще не ограничивают. Хотя лесник тоже может установить свои правила аккредитации.

       В Елабужском районе 79 448 жителей. 1700 из них по велению сердца вступили в «Единую Россию». Интересно, куда же вступили оставшиеся 77 748 человек? «Новая Кама» исправно сообщает, что «Единая Россия» консолидируется, что она сделала ставку на стабильность, что секретарем районного отделения избран мэр Ильшат Гафуров, и подводит читателя к выводу: «Этой силе нет альтернативы». А если альтернатива и есть, то кто же о ней узнает? В общественно-политической газете о других российских партиях что-то не рассказывается (а вдруг они тоже консолидируются и тоже сделали ставку?).

       Ну коммунисты — они, наверное, в революционном подполье и ждут залпа с какой-нибудь камской баржи. Но, может, в Елабуге еще кто-нибудь есть? Может, мимо статуи Свободы ходят люди, не состоящие в таких безупречных организациях, как «Единая Россия», но тем не менее способные толково и развернуто высказаться в печати по общественным проблемам? Или проблем уже не осталось, и, как говорится в юбилейной оде, «народ в восторге»?

       Конечно, нестандартно мыслящие люди на Каме есть, но здешняя реальность все же заставляет вспомнить картину знаменитого елабужского художника Шишкина «Утро в сосновом лесу». К четырем медведям на ней вот-вот пририсуют пятого — с эмблемы «Единой России». Ну а к местной статуе Свободы в данных обстоятельствах следует относиться весело и без претензий. Ясно же, что ничего, кроме свободы отдыха, она не символизирует. И политического содержания в ней не больше, чем в привычной парковой «девушке с веслом».

      

       Борис БРОНШТЕЙН, наш соб. корр., Елабуга

       24.08.2006

    № 64

24 августа 2006 г.

Новая газета

***