Вчера в Петербурге сгорел собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка – один из крупнейших городских храмов. Пожар начался со строительных лесов, которые окружали центральный купол собора, находившегося на реконструкции. Купола сгорели буквально на глазах у пожарных и тысяч петербуржцев. При этом из горевшего собора верующие спасли иконы. В том числе и подаренную Владимиром Путиным.

Пожар в соборе не могли потушить ни с помощью брандспойтов, ни с помощью вертолетов

Фото: Михаил Разуваев / Коммерсантъ

Пожар в соборе, стоящем на пересечении Троицкого и Измайловского проспектов, начался в пятом часу вечера: загорелись деревянные строительные леса, которые окружали центральный купол. В соборе в этот момент шла служба, но верующие не сразу обратили внимание на дым. «Я почувствовал, что пахнет дымом, но решил, что показалось»,– сообщил Ъ один из прихожан. Вскоре над центральным куполом показались языки пламени, и верующие бросились срочно выносить из храма иконы, хоругви и церковную утварь. Неожиданно в верхней части купола раздались один за другим три громких хлопка – взорвались газовые баллоны, которые, видимо, оставили рабочие. Пламя стало распространяться быстрее, и к моменту прибытия первых пожарных расчетов охватило уже два купола. Экипажи пожарной охраны явно не знали с чего начать: не догадавшись обрушить горевшие леса, создававшие над куполами эффект доменной печи, огнеборцы принялись разворачивать рукава и ждать прибытия высотных лестниц. Когда в половине седьмого вечера лестницы привезли, весь центральный купол уже был объят пламенем и частично обрушился. Вместе с ним прогорел и один из четырех боковых куполов. Высотных лестниц было всего три – и на фоне огромного собора они смотрелись крохотными черточками.

Примерно в половине седьмого вечера стражи порядка (в нескольких сотнях метров от собора расположено Адмиралтейское РУВД) догадались перекрыть движение по Троицкому проспекту и набережной Фонтанки (что вызвало автомобильные заторы по всему центру города) и выставить двойное кольцо оцепления. В это же время к месту пожара стали съезжаться чиновники – вице-губернаторы Петербурга, руководство МЧС и комитета по охране памятников. Чуть позже появился автобус с ОМОНом – видимо, милицейское начальство опасалось мародеров. Омоновцы пытались не пускать верующих к собору, однако десятки людей, не только прихожане, но и просто горожане, ехавшие мимо пожарища на машинах, обходили оцепление и бросались в собор, вытаскивая иконы и утварь и складывая на паперти.

По словам участников «спасательной операции», наиболее ценные иконы, а также престол и облачение из алтаря удалось вынести. В соборе действительно есть масса ценных икон: расположенный в самом центре Петербурга, один из самых заметных городских соборов, он получал пожертвования от самых разных лиц, в том числе и от президента Владимира Путина, который пожертвовал ему икону «Святая Троица» XV века, привезенную из Швеции.

Когда задымление стало слишком сильным, а с купола на пол стали падать горящие доски, у входа в собор встали двое омоновцев, которые пропускали внутрь только пожарных в противогазах и касках. Однако верующие все равно прорывались, наперебой объясняя пожарным, где находятся наиболее ценные иконы. «Вы старые иконы берите, а не новые,– со слезами на глазах кричал спасателям пожилой человек в рабочей одежде.– Они же не знают, что спасать…» Кто-то кричал, что в соборе остался один из батюшек, однако потом выяснилось, что священника уже эвакуировали.

За оцеплением тем временем выросла громадная толпа – студенты, иностранцы, мальчишки, просто прохожие. Кто-то плакал, кто-то, наоборот, фотографировался на фоне пожарища. Пламя и столбы дыма были видны по всему центру Петербурга: собор, являющийся одной их архитектурных доминант города, расположен возле самых оживленных магистралей.

Между тем в первые полтора-два часа тушение пожара практически не велось – пожарные просто поливали из двух шлангов боковые купола, чтобы предотвратить их возгорание от центрального купола. Тем не менее и это им не удалось – все пять куполов собора в разной степени пострадали от пожарища. «Треска я не слышала – значит, пилоны выдержали. Интерьер, я думаю, тоже пострадал не сильно,– рассуждала председатель комитета по госконтролю, использованию и охране памятников Санкт-Петербурга Вера Дементьева.– Наш купол (в смысле купол, отреставрированный за городской счет.–Ъ) тоже, к счастью, цел». Но уже через пять минут председатель комитета бросилась к руководству оперативного штаба по тушению: «Ну вот, сглазила!» «Городской» купол также задымился.

Тем временем к собору стали подъезжать грузовые машины, в которые верующие стали грузить иконы и утварь. Наиболее ценные храмовые иконы (в основном по несколько квадратных метров площадью), а также подарок Владимира Путина на специальном грузовике отвезли в Эрмитаж, остальные – в Александро-Невскую лавру. Омоновцы заставляли гражданских лиц, прошедших за оцепление с сумками, предъявлять их содержимое, чтобы предотвратить мародерство. Верующие относились к этому с пониманием – конфликтов не было.

Около семи вечера над собором показался вертолет МЧС со здоровенной «черпалкой» на тросе. Опрокинув воду из нее на один из приделов, вертолет сделал круг и снова полетел к Неве за водой. «Отойдите, он промажет – всем мало не покажется. Там же несколько тонн воды»,– кричали милиционеры людям за оцеплением. Однако толпа не сдвинулась – наоборот, мальчишки оседлали все окрестные заборы. Между тем пилот постоянно «мазал»: из первых пяти сбросов воды только один попал в цель. «Он это специально делает,– сообщила госпожа Дементьева,– чтобы не обрушить конструкцию».

Что стало причиной пожара, вчера было неясно. Впрочем, деревянные леса, окружавшие центральный купол (собор стоит в лесах уже несколько лет), могли вспыхнуть от любой искры. По словам Веры Дементьевой, перед службой настоятель храма Геннадий Бартов поднимался на купол и никаких рабочих наверху не было.

По словам госпожи Дементьевой, собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка является памятником архитектуры федерального значения, однако само здание находится в собственности города. Из городского бюджета на реставрацию куполов было потрачено 35 млн руб., из федерального – 13 млн. Теперь ее придется начинать заново.

«Мы уже приостановили лицензию компании «Стройтехуслуги» (генподрядчика работ по реставрации центрального купола.–Ъ) и немедленно начнем проверку ее деятельности»,– заявил Ъ глава управления Росохранкультуры по Северо-Западному округу Виталий Калинин. При этом он уточнил, что лично осматривал центральный купол месяц назад и не обнаружил там какого-либо строительного мусора или «иных условий», которые могли бы привести к возгоранию. «Все дело в лесах: они простояли полтора года, но работы на куполе из-за проблем с финансированием велись медленно»,– считает господин Калинин.

АНДРЕЙ Ъ-ЦЫГАНОВ, АННА Ъ-ПУШКАРСКАЯ, Санкт-Петербург


Что сгорело

Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка был построен в 1828-1835 годах на личные средства Николая I по проекту архитектора Василия Стасова как храм для воинов лейб-гвардии Измайловского полка. На момент постройки собор являлся крупнейшим в России. Во время строительства в 1834 году центральный купол был снесен бурей, после чего был восстановлен на основе деревянных ферм. После Русско-турецкой войны 1877-1878 годов в соборе хранились полученные в ней трофеи. В 1886 году перед собором возвели монумент, выполненный из турецких пушек, однако в 1929 году он был снесен и восстановлен только в 2005 году. После 1917 года собор был частично разграблен, а в 1932 году – закрыт. Сохраненные реликвии были размещены в различных музеях. Собор стали использовать под складские помещения, хотя изначально в нем планировали организовать крематорий. Во время Великой Отечественной войны в результате обстрела был разрушен один из малых куполов, который был восстановлен в 1952-1953 годах. В 1966-1967 годах была проведена реставрация внешнего вида храма, однако внутри он остался опустошенным. В 1990 году собор был возвращен верующим. В 2004 году реставрация была возобновлена.

ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 158 (№ 3489) от 26.08.2006, СБ

КОММЕРСАНТЪ

***