Трансконтинентальная экспедиция «Дороги России – 2006» успешно завершена – девять внедорожников 23 августа поздним вечером прибыли на берег великой русской реки Лены в районе Якутска. Позади – 11500 километров российских дорог, в том числе и почти 900 км недостроенной трассы «Колыма».

Экспедиция не дошла до Магадана всего немногим более 1000 км – этому помешали погодные условия и отсутствие дороги. С 20 августа в этом регионе России начались проливные дожди, и в результате маленькие ручейки превратились в бурные, полноводные реки. Недостроенная трасса «Колыма» сегодня имеет разрыв примерно в 65 километров, где отсутствуют и два запланированных моста. Весь этот участок в конце августа предоставлял из себя практически непреодолимую водную преграду, а глубина реки Эльги, по данным метеорологов, составляет 4,5-5 метров. В течение двух дней экспедиция пыталась найти варианты преодоления этого участка. В результате было принято решение завершить экспедицию, вернувшись в Якутск.

Однако мы уверены, что экспедиция «Дороги России – 2006» выполнила все поставленные перед собой задачи. За 23 дня, стартовав на Красной площади, мы проехали 11 500 километров по 16 регионам России – от Москвы до Колымы. В том числе и свыше 3 тыс. километров – по недостроенным трассам «Амур», «Лена», «Колыма». Если о первой знают многие автомобилисты; она объявлена одним из приоритетных направлений дорожного строительства, то о дорогах «Лена» и «Колыма» слышали немногие. А ведь это – практически единственный круглогодичный путь, который соединяет с остальной частью России Якутию, а в перспективе – и Магаданскую область! Увы, ныне обе эти трасcы находятся в плачевном состоянии; большинство участков, построенных в 30-40-е годы заключенными, с тех пор ни разу не ремонтировались. В результате любой дождь способен превратить федеральную дорогу в непроходимое болото, в чем пришлось убедиться участникам экспедиции на собственном опыте.

Несмотря на сложные дорожные условия эксплуатации и суровые испытания на бездорожье, все девять автомобилей экспедиции – внедорожников российской сборки – с честью дошли до финиша. Конечно, случались мелкие неисправности, но нам ни разу не пришлось обращаться за технической помощью к специалистам. Сейчас автомобили на пароме отправлены в порт Усть-Кут; далее по железной дороге они поедут в Москву. А вот там специалисты внимательно изучат все машины и поставят окончательный диагноз – насколько эти российские внедорожники приспособлены для российских условий эксплуатации. Но первый вывод участников экспедиции – положительный.

И главный вывод, к которому пришли участники экспедиции – России жизненно необходимы новые дороги! Нельзя в ХХ1 век въезжать по проселкам, которые строили 70 лет назад вручную заключенные! В результате даже из разведанных запасов Якутии (а неразведанный в десятки раз больше) используется не более 3-4%!   

А в Магадан экспедиция обязательно приедет – только чуть позже. Надеемся, что наша экспедиция привлечет внимание властей к проблемам этой дороги, всего региона в целом, и строительство этой жизненно необходимой для всей России трассы ускорится. Пока же по планам дорожников 60-километровый разрыв в районе реки Эльги будет ликвидирован не раньше 2010 года…

Предположительно 25 августа участники экспедиции возвращаются в Москву. Предположительно, потому что из-за дождей практически закрыта федеральная трасса «Лена» (от Якутска до Алдана), а выехавший за пределы летной полосы самолет Ил-96 уже вторые сутки перекрывает единственную взлетную полосу аэропорта Якутска. Железная дорога сюда не доходит, и уже 2 дня столица республики Саха отрезана от внешнего мира. Нужны ли еще доводы в пользу строительства нормальных, современных дорог?   

   

*