Умер народный артист Виктор Павлов. Кому-то эта простая фамилия не сразу напомнит фильмы и роли. Но стоит увидеть его лицо, и мы обязательно улыбнёмся.

Его экранные мужички тоже казались простыми, но каждый из них — целый мир чувств и глубоких переживаний. Может, потому сердце актёра надорвалось так рано — всего в 65. Таких настоящих лицедеев, за которыми целая эпоха — всё меньше.

Эпизод в фильме «Операция «Ы» молодому и тогда никому неизвестному актеру «Современника» достался случайно. Леониду Гайдаю приглянулось травмированное ухо Виктора Павлова. Фильм, который зрители буквально растащили на цитаты, сделал его знаменитым.

Через два года Павлов сыграл разведчика Колю в «Майоре Вихре», в 69-м — бандита Мирона Осадчего в «Адъютанте Его Превосходительства». «Место встречи», «Дубровский». Их было 130 — блестящих ролей в кино. Павлова снимали много, но со съемочной площадки он всегда бежал. «Самое важное это, кончено, сцена. Выйти. Отыграть. И уйти. И оставить после себя след», — говорил Виктор Павлов.

Половина его ролей сыграна на сцене Малого. Павлов говорил, что это место предсказано ему судьбой — он здесь учился, уходил, но всегда возвращался. «Первый комик России» – так шутя называли его друзья и каждый день перед спектаклем забегали в гриммерку к первому на весь театр рассказчику. «Мы приходили на репетицию за два часа, — вспоминает народный артист России Александр Ермаков. — И не потому, что мы повторяли текст. Мы разговаривали о семье, о друзьях, о жизни. Потом невольно переходили в пьесу, в роль».

За последнюю роль Счасливцева в «Лесе» он получил премию Станиславского. Это всего несколько реплик — в последнее время после инсульта он не играл большие роли. «На сцене он делал такие иногда потрясающие какие-то импровизации, что было сложно даже выдержать и не уйти в кулису от смеха», — рассказывает народный артист России Виталий Коняев.

Народный артист России Александр Потапов добавляет: «Витя импровизировал всегда, Витю всегда подводила память, но в этом была его прелесть, потому что он не помнил ничего. Он мог сказать все что угодно, но все было к месту».

Голуби — вторая любовь в его жизни с детства. «Товарищ художественный руководитель, отдай мне чердак», — говорят, после такого заявления Юрий Соломин онемел, но разводить птиц разрешил. На крышу Павлов поднимался каждый день и ворковал с голубями часами. «Когда я первый раз за всю свою жизнь забрался на крышу Малого театра и увидел этот роскошный пейзаж, и вдруг в небо взлетели эти белые голуби, это было удивительное ощущение. Я ему говорил: ты мне открыл небо», — говорит Виталий Коняев.

Мало кто знает, но даже на съемки знаменитой сцены из «Время встречи изменить нельзя» Высоцкий и Павлов приехали с птичьего рынка и прямо на площадке пускали в небо белых голубей. В них — души ушедших актеров, считал Виктор Павлов.

Ася Емельянова

25.08.2006 21:12

Вести.Ru

*