28 августа 1634 года, совершая свое путешествие по Волге в Персию, секретарь Шлезвиг-Гольштинского посольства, известный немецкий историк Адам Олеарий сделал описание крепости Самара, а также ее рисунок. Эта литография считается самым первым изображением нашего города. В описании говорится: «Этот город лежит по левую руку в двух верстах от берега, построен в виде четырехугольника, имеет небольшое количество каменных церквей и монастырей и получил название от реки Самары».

Хотя рисунок был сделан спустя 50 лет после основания крепости Самары, он дает хорошее представление о начальной архитектуре городка. Отчетливо видны стены-остроколы, воротные (проезжие) башни, дозорные вышки, а также церкви и дома горожан. Смущает одно: рисунок сделан как бы с высоты птичьего полета, а в таком ракурсе Самару тогда никто видеть не мог. К тому же на литографии православные церкви больше похожи на костелы, а дома — на жилища бюргеров. Это наводит на мысль, что рисунок сделан по предварительным наброскам и дописывался по памяти.

Уже в наши дни самарский художник Владимир Пашкевич, внимательно изучив книгу «Древнерусские оборонительные сооружения», доработал литографию Олеария. Получился офорт «Крепость Самара, 16 век», сочетающий русский колорит и историческую достоверность изображения старой Самары.

Адам Олеарий совершал путешествия по Волге дважды — в 1634 и в 1639 году. Он сделал множество рисунков и других волжских городов, составил карту великой русской реки. Эта карта дошла до наших дней. Фрагмент ее хранится в музее Волжского автозавода, поражая всех хорошо знакомыми названиями на немецком языке. Даже без переводчика можно прочитать: Самара, Молодецкий курган, Девья гора и прочее. А изображение волжской излучины полностью совпадает с нынешними картами Самарской Луки. Это вселяет уверенность, что и первый рисунок Самары — не выдумка, а честная работа настоящего профессионала.

*