Крылья — уродины. У России, пухнущей от нефтедолларов, нет средств на новые самолеты
Страшно. Страшно ездить на поезде, когда вокруг взрывается, но еще страшнее летать, когда по нескольку раз в месяц слышишь, что бьются самолеты. Бьются военные, бьются гражданские, разнося в клочья сотни человеческих судеб. В прошлом великая авиационная держава Россия теперь боится своей авиации. Даже в День воздушного флота, который ежегодно в августе отмечался шумными авиашоу, в этом году летчикам было запрещено летать. Официально. Приказом по всем летающим ведомствам.
Фото AFP |
И правильно. Какой там День воздушного флота, если флота у России больше нет. У страны, которая пухнет от нефтедолларов, нет средств, чтобы строить новые самолеты, обучать пилотов летать и безопасно перевозить своих граждан. А ведь сегодня во всем мире пролететь на самолете — это почти то же самое, что проехаться на трамвае: быстро, доступно, почти безопасно.
В 60—70-х годах на наших самолетах летало полмира. Мы контролировали четверть мирового рынка авиауслуг. Сегодня о России как об авиаконкуренте никто уже не вспоминает. Напротив, ведущие российские авиакомпании всерьез мучаются проблемой, какие самолеты купить: старые европейские “Эрбасы” или американские “Боинги”? Во сколько обойдется их ремонт и переучивание летчиков? Мы превратились в страну секонд-хенда.
Теперь авиация — это уже не ведущая отрасль экономики, которой мы привыкли гордиться, а средство для чиновников по выкачиванию денег из нас, налогоплательщиков. И выгодно это всем.
Выгодно производителю и тем иностранным фирмам, которые сплавляют в нашу страну свои старые, подержанные самолеты.
Выгодно авиакомпаниям, которые из дешевого старья выжимают все соки, не вкладывая больших средств в их техническое обслуживание и обучение летчиков.
Кто виноват? Концов тут не найти, слишком много хозяев.
По документам ИКАО (Международной организации гражданской авиации) каждой стране предписано иметь одну авиационную администрацию. У нас в 1991 году Министерство гражданской авиации СССР разодрали на несколько частей. Управляющих органов стало множество. И никто ни за что не отвечает. А в случае очередной авиакатастрофы занят только тем, чтобы сбросить с себя вину.
Вспомните, кого из чиновников наказали или сняли с должности за разбившийся под Сочи “А-320”? Или за “А-310”, сгоревший в Иркутске?
Да никого. Все на местах. Все при деле. И снова расследуют авиакатастрофу…
До нас, авиапассажиров, никому дела нет, так как практически каждый авиачиновник на своем месте просто делает из авиации деньги: кто-то — из количества полетов, кто-то — из самолетов, а кто-то — из пассажиров.
А логика у чиновников, похоже, простая. Летать никто ведь насильно не заставляет? Сами на рожон лезем. Значит, и виноваты, в случае чего, будем сами. Как те летчики, что каждый месяц бьются в российском небе…
Московский Комсомолец
от 25.08.2006
Ольга БОЖЬЕВА.
***