На российских самолетах боятся летать даже их создатели
На родине Ту-154 авиастроители, инженеры-конструкторы хватаются за голову уже не первый год. «О проблеме износа авиатехники и неизбежной «авиамафии» все прекрасно знают. Но молчат», — комментирует АНН ситуацию, сложившуюся в российском авистроении, эксперт, проработавший на куйбышевском «секретном» авиазаводе (КуАЗ) 25 лет. По понятным причинам, имя эксперта не указывается.
Собеседник Агентства национальных новостей с авиатехникой знаком не понаслышке — инженер с 30-летним стажем, в советское время «от звонка и до звонка» проработал на «закрытом» Куйбышевском авиационном заводе в конструкторском бюро. Сейчас перешел на более «легкую» технику — вертолеты.
«Небесные» финансы поют романсы
«Я могу расписать причины падения самолетов по пунктам. Во-первых, финансирование российского авиастроения недостаточно. Средств на содержание техники недостаточно, техника снабжается и ремонтируется запчастями пятого-шестого сорта. Авиастроителям подсовывают очень много «липы». Те же, в свою очередь, действуют по «чеховской» схеме — гайки откручивают «через одну», мол, давайте через один самолет эту деталь ставить, а то на всех все равно не хватит. Хоть коэффициент запаса у российского самолета — от 4 до 7, да годы его съели. Преступная халатность? Да нет, каждый выкручивается, как может.
Теперь, кто должен быть заинтересован в перевозке своих граждан? Естественно, государство. Но наше государство отдало авиабизнес на откуп тем, кто захотел владеть этим прибыльным (по крайней мере, в других странах) делом, и радостно-облегченно потерло руки. Те же, кто взялся за авиаперевозки, поздно поняли, что попали в дурацкую ситуацию, что пути назад-то нет, а денег взять неоткуда — меценатов нет, некому поддержать авиационную отрасль, вот и крутятся.
Все стоит денег, а при включении в стоимость тех же билетов всех услуг и всех затрат, люди просто летать перестанут — будет гипердорого.
Об оснащенности авиатерминалов можно сказать — на «двойку с плюсом». Обходятся подручными средствами, грубо говоря, на гаражах делают ремонты, по-русски — «кувалдой».
Почему часто падает Ту-154? Модель, тип устарели на 25 лет, как минимум. Ведь при рассмотрении причин катастрофы у нас все время стараются свалить на погоду и человеческий фактор, редко когда звучит — «по причине износа техники».
«Небесная» мафия
Есть 10-15 процентов, когда, не хочу сказать умышленно, но зачастую (есть у человека свойство совершать подлости) виновата в катастрофах конкуренция, бывают и такие случаи. «Кормушка» для дельцов — бесконечные продления сроков эксплуатации, за рубежом старую машину на свалку привозят и еще и доплачивают за то, чтобы приняли, а у нас 30-40 лет отлетал самолет — давайте продлим, и платят за это деньги тем, кто отвечает за списание. Так ведь дешевле! Те закорючку поставили, а на кону — человеческие жизни. Техника продолжает надрывно трудиться, перевозя граждан, те доверчиво садятся, не ведая, что машине вышел срок.
Наша российская техника пережила всех долгожителей вообще, она была с запасом, но и он не бесконечный — кончился, начался уже сверхзапас. Катастрофически начинает все рушиться, и эта техногенная катастрофа создана, спровоцированна людьми.
Ученье — свет, а неученье — катастрофа
В период революции или войны никто не думает о грядущем голоде, нищете, негативных последствиях. Мы когда-то совершили революцию в авиастроении, но не подумали о будущем, успокоились.
Еще один немаловажный факт: недостаточна компетентность техперсонала. Конечно, неподготовленного пилота никто не допустит к штурвалу, а вот о техперсонале заботятся мало.
Однако я считаю, что этот этап — промежуточный, рано или поздно будет поставлена «сетка», чтобы не проскакивали такие «грубые соринки». По моим подсчетам, катастрофическая ситуация в авистроении будет длиться еще лет 10-15, как минимум. Сейчас лично я не рекомендую летать, но если понадобится — сожму зубы и полечу, куда деваться?».
23.08.2006 08:30
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — САМАРА, 23 августа (АНН).
***