Подопытные ученые. Госдума рассматривает новый закон, грозящий уничтожить Российскую академию наук
На начало сентября в Госдуме запланировано второе чтение закона «Об автономных учреждениях». Этот документ продолжит процесс реорганизации Российской академии наук. Резерв «финансовой отдачи науки» власти увидели, в частности, в возможности коммерческого использования площадей столичных НИИ. Те же институты, что находятся далеко от центра и чьи здания и территории не представляют бизнес-выгоды, возможно, будут переданы на содержание местных властей и, соответственно, их дырявых бюджетов. Ученые уверены, что этот шаг окончательно поставит крест на отечественной науке. Между тем эксперимент уже начинает воплощаться в жизнь. В первую очередь правительство собирается обкатать его на Российской академии медицинских наук.
Перспектива коммерческого использования здания президиума Академии наук весьма заманчива. Фото: ИТАР-ТАСС. ВЛАДИМИР ЯЦИНА |
Законопроект «Об автономных учреждениях» был вынесен на рассмотрение Государственной думы в начале апреля этого года, как раз после большого отчетно-выборного собрания РАН, на котором рассматривались предложения правительства о реформировании академии. Тогда собрание выступило широким фронтом против попыток реорганизации. Кроме того, вызвали ропот академиков и прошедшие поправки в закон об утверждении президента РАН президентом России. После напряженных дебатов академикам показалось, что атака правительства отбита и нападки в адрес РАН завершились. Но вскоре последовал новый удар.
«Правительство настойчиво стремится взять под контроль собственность, находящуюся в распоряжении РАН, – рассказал «Новым Известиям» эксперт комитета по образованию и науке Госдумы Владимир Бабкин. – И использует для этого все средства. На этот раз Минфин сделал ход конем. Напрямую не упоминая научного ведомства, они внесли законопроект, расширяющих права учредителей автономных учреждений. И если учитывать, что РАН является автономным учреждением, то этот закон позволит без труда реформировать и ее. Все делается в большой спешке. При этом ситуация очень походит на ту, что была при утверждении закона «О монетизации льгот». Закон «Об автономных учреждениях» быстренько прошел первое чтение. Сразу было назначено второе. Но только из-за начавшихся каникул рассмотрение перенесли на сентябрь. Депутаты голосуют, фактически не разобравшись во всех тонкостях его статей. И нет никаких сомнений, что уже к началу следующего года законопроект будет принят. Делается это все только с одной целью – чтобы сбросить с бюджета бремя расходов на науку. Мол, пусть ученые финансируют сами себя».
Ранее предприятия и объекты научной и опытно-производственной сферы, входящие в состав РАН, не подлежали приватизации. Новый закон и порядок хозяйствования в РАН позволит изменить их статус с последующим акционированием и возможной продажей по рыночной стоимости.
Кроме того, закон дает широкую возможность вводить внешнее управление, засылать в научно-исследовательские институты коммерческих менеджеров-управленцев, призванных, как заявляется, оптимизировать их работу. Они будут диктовать ученым, чем и как они должны заниматься, какие исследования имеют приоритетный характер, а какие нет. При этом роль ученых советов институтов будет сведена к минимуму, и решения ученых будут иметь лишь сугубо рекомендательный характер. По мнению представителей Министерства образования и науки, делается это для того, чтобы окончательно покончить с неумелым хозяйствованием в РАН.
«Злоупотребления, связанные с использованием федерального имущества, имеют в РАН массовый характер, – заявил недавно заместитель министра образования и науки Дмитрий Ливанов. – Это выявлено проверками Счетной палаты, Контрольного управления администрации президента России, целого ряда независимых организаций. Для нас важно создать четкий и прозрачный механизм распределения доходов.
В этой связи мы предполагаем создать специализированный фонд, который консолидировал бы поступления от аренды имущества, не используемого в основной деятельности академических организаций. И далее осуществлял конкурсное распределение этих доходов в пользу результативно работающих институтов. Есть и вариант создания на основе этих средств негосударственного пенсионного фонда для облегчения ситуации с омоложением кадрового состава академии. Сегодня от аренды РАН получает 1,2 млрд. рублей. По экспертным оценкам, это лишь 20–25% от тех средств, которые могли бы быть получены, если бы имущество использовалось на рыночных принципах. Так что резерв для роста доходов от аренды очень большой».
Сегодня РАН является основным бюджетополучателем. По сообщениям Министерства образования и науки, на нее приходится две трети всех затрат на фундаментальные исследования и приблизительно треть общих расходов на науку.
«Но деньги расходуются недостаточно эффективно, – продолжает Дмитрий Ливанов. – Количество НИИ выросло с 300 в 1991 году до 450 сегодня. Это означает существенный рост административных расходов, потому что в каждой организации есть дирекция, отдел кадров, бухгалтерия и т. п. Такой ситуации нет ни в одной стране и ни в одной научной системе мира. Доля расходов только на административный аппарат управления в РАН приближается к 10% от общего бюджета. Это неадекватный объем затрат. Собственно, чтобы исправить это положение, и начат процесс реформирования академического сектора».
Но сами академики категорически не согласны с такой оценкой их деятельности. По общему мнению, доходы от сдачи в аренду неиспользуемых площадей академии не смогут восполнить всех финансовых нужд отечественной науки. Да и утверждения о том, что ежегодную прибыль от арендной деятельности в РАН можно сразу увеличить в 4–5 раз, мягко говоря, несколько завышены. По оценкам финансово-экономического управления РАН, этот доход никак не может составлять 5–6 млрд. рублей в год. Потому как такая цифра составляет почти половину доходов Российской Федерации от сдачи в аренду всего федерального имущества государства.
«Выйти на такой уровень просто нереально, если, конечно, не разогнать институты полностью, а на их площадях не открыть казино, – заявили «Новым Известиям» в пресс-службе РАН. – На Ленинском проспекте сконцентрированы десятки институтов. Есть недвижимость РАН и в самом центре Москвы. Представляете, какой это лакомый кусок! Не секрет, что крупные коммерческие структуры имеют в министерстве своих людей. И если управление РАН будет осуществляться внешними менеджерами, пришедшими оттуда, мы получим очень неприятную картину. Менеджеры будут думать не о том, как открыть очередной элемент таблицы Менделеева, а о том, как бы поскорее прикрыть эту надоедливую лабораторию, вечно просящую денег на науку, и устроить на ее месте склад бытовой химии».
«Складывается впечатление, что г-н Ливанов недостаточно знает не только работу академии, но и деятельность Министерства образования и науки, – вступил в полемику начальник финансово-экономического управления РАН Александр Коношенко. – Не ясно, на основании каких данных он делает сногсшибательное заявление о том, что расходы на управление в РАН приближаются к 10%. В соответствии с утвержденной сметой расходов на 2006 год на содержание аппарата Президиума РАН направлено около 200 млн. рублей, То есть примерно 1,1% от общего объема финансирования центральной части академии».
По оценкам РАН, с привлечением дополнительных средств в науку могут возникнуть серьезные проблемы. Отечественная промышленность еще не готова финансировать из своих средств исследования в научных областях в тех объемах, что необходимы. С привлечением иностранных денег тоже не все гладко. Потому как западные компании сдерживаются законодательством своих стран, запрещающим размещать заказы на разработку новых технологий где-то за рубежом. Поэтому российскую науку может и должно финансировать государство. При этом чем больше, тем лучше.
Однако, несмотря на протесты академиков, реформа набирает обороты. С начала следующего года закон «Об автономных учреждениях» должен вступить в силу.
«Первоначально его опробуют на втором крупнейшем учреждении российской науки – Академии медицинских наук, – продолжает эксперт комитета по образованию и науке Госдумы Владимир Бабкин. – Со временем РАМН планируется полностью ликвидировать. Часть институтов, занимающихся лечебной практикой, то есть прикладными направлениями, сулящими немалые прибыли Москве, перейдет на баланс Министерства здравоохранения. Другая же часть НИИ, занимающаяся фундаментальными исследованиями, будет переведена на баланс РАН. Иные институты, находящихся за пределами столицы и не представляющие никакой коммерческой выгоды, будут списаны на баланс местных властей. Сделано это, чтобы сократить расходы федерального бюджета. Мол, пусть власти какого-нибудь захудалого Урюпинска сами кормят научно-исследовательский институт мирового значения. В этом случае ученых ждет незавидная судьба».
Грядущий развал РАМН подтверждается информацией и из других источников.
«В Минздраве уже начат процесс создания федерального агентства по высокотехнологичной медпомощи, в состав которого и перейдет ряд НИИ из РАМН, – заявили «НИ» в пресс-службе Минздрава. – Сейчас под это решение разрабатывается нормативная база, и, возможно, уже к середине осени будет ясно, какой из институтов куда перейдет».
Если все пройдет гладко при расчленении РАМН, то следующей в списках на развал стоит сама Академия наук.
«Конечно, ученые бьют тревогу, скандал набирает обороты, – заявил «НИ» заместитель начальника финансово-экономического управления РАН Дмитрий Кадымов. – Но все эти институты (как РАМН, так и РАН) являются государственной собственностью. А ведают этой собственностью не кто иные, как чиновники. Мы худо-бедно сохранили многие НИИ в тяжелые девяностые годы. И если сейчас чиновники решили распорядиться этой собственностью по-другому, отдать в коммерцию или просто уничтожить, то реально помешать им будет очень трудно. Здания и лаборатории эти – государственные, и государство вольно распоряжаться ими, как хочет. Печально, что хочет оно иметь не науку, а много разных казино».
Однако если во время реформирования академий ученые и впредь будут продолжать бороться за нужды отечественной науки, им будет дан серьезный ответ. Министерство уже строго грозит вольнодумцам. «Если мы увидим, что эволюционный сценарий буксует, что принятые решения не реализуются, мы будем предлагать более радикальные варианты реформы», – заявил Дмитрий Ливанов.
***