Нацпроект «Здоровье». Как пилят «лекарственные» средства
Нацпроект «Здоровье»: воронежские чиновники покупают операционную комнату за 23 млн рублей, хотя она стоит меньше 6 млн.
В последние месяцы собрался уже целый мешок официальных сообщений о том, как большие начальники закупают медицинскую технику на благо воронежского населения. На счастье людям.
«В ЦРБ Воронежской области приступили к монтажу нового диагностического оборудования… Как сообщили в Главном управлении здравоохранения области, в первой партии — 11 маммографов и четыре рентгенов-ских аппарата».
«В регион поступят 85 электрокардиографов, 37 флюорографов, 22 маммографа, 15 фиброгастроскопов, 50 рентгеноаппаратов, 61 аппарат УЗИ и другое оборудование».
И регулярно из этого мешка вылазит шило. Вот сюжет местного телеканала на подобную тему: как благодетели-чиновники привезли на село вещички многодетным матерям, купленные ими, разумеется, не на свои зарплаты, а на казенные деньги. И как одна из многодетных, получив и разглядев благодеяние, причитала: да зачем же они фирменные вещи покупали? Да лучше мне эти деньги дали, я б сама на них купила вещи попроще, зато не одного ребенка б одела, а всех…
Очень острое вылезло шило в этом сюжете. Самая суть российской беды: бюджетными деньгами на закупки любых материальных благ распоряжаются именно чиновники. Только сами! А многодетные матери, врачи и прочие облагодетельствованные простые смертные в зубы дареному коню не смотрят.
В одном из последних экспертных докладов прозвучало, что меньше половины всего госзаказа производится на конкурсной основе, да и в этой половине большая часть конкурсов — фиктивна. Это на федеральном уровне. А в регионах «конкурсных» заказов на пользование «общенародными» деньгами — лишь 6%. Все остальное — секрет Полишинеля: купцы-начальники пропускают закупки через марлю собственных карманов.
Им и премий за реализацию нацпроектов не надо, лишь бы дали закупить что-нибудь на казенные деньги в особо крупных размерах. Если закупать у собственных фирм да вместо солидных скидок, наоборот, накрутить цену, а товар поставить бросовый — тут с каждой сделки можно покупать себе виллы и яхты.
Но и мелочами не стоит брезговать и за казенные деньги поставлять, например, тем же многодетным матерям залежавшиеся «Гуччи» и «Версаче» с оптовых складов своей жены или тещи: пусть сельские детишки приобщаются к цивилизации и носят по очереди шикарные трусы.
Способы покупки бывают разные: от утонченных до откровенно топорных. Однажды к нам в редакцию пришли врачи и рассказали, как в прошлом году большие дяди из управления здравоохранения области установили в одном из отделений их детской больницы дорогое операционное оборудование — по последним европейским технологиям так называемых «вихревых потоков». Тогда медики еще удивлялись: зачем ставить здесь операционную, если все операции делаются по соседству в специализированном хирургическом комплексе?
Уплатили за операционную из казны 20 миллионов рублей. А эксперты объяснили врачам, что эта техника на самом деле стоит около 5 миллионов. Куда пошла разница, сомнений ни у кого из них не было, все люди взрослые.
Но это еще не все! Врачи сообщили, что операционная эта — секонд-хенд, с обильной ржавчиной, которую долго пытался драить персонал, да так и не сумел отдраить. Стоит в больнице это оборудование и с тех пор так и не работает. И никакая прокуратура, не говоря уж про УБОП, металлоломом этим не заинтересовалась.
В медицинских кругах Воронежа до сих пор вспоминают, как два года назад в областную клиническую больницу купили две операционные. Заплатили за них 46 миллионов рублей. Работоспособность их вызывает у врачей большие нарекания, но главная «мулька» вот в чем: врачи наши общались с коллегами из Белгорода и узнали, что воронежские начальники купили две операционные за 46 миллионов, а белгородцы четыре точно такие же — за 23 миллиона.
При такой разнице никакая правоохранительная система не страшна! Врачи очень надеялись на почти одновременно работавшие в Воронеже бригады из Генеральной прокуратуры и из Счетной палаты; надеялись, что публикация в газете о странностях торгово-закупочных дел медицинских начальников привлечет их внимание…
Нет, не привлекла. Ни аудиторы, ни следователи внимания на дела эти не обратили, даже не смотрели в ту сторону, а смотрели в нужную и ничего плохого не обнаружили. А если и обнаружили, то никому ничего не сказали. Правда, вскоре некоторых из них повязали за особо крупные взятки, но это уже другой национальный проект: не «Здоровье», а «Борьба с коррупцией». Другая сфера.
А врачи еще рассказали, что в связи с такими закупками в особо крупных размерах у главврачей есть проблемы. Они не очень-то рады ставить на баланс оборудование, купленное по завышенной в разы цене: можно оказаться стрелочником и под статью попасть. Купить же технику по реальной цене — высокопоставленные «товарищи» за это по головке не погладят. Поэтому некоторые главврачи отказываются от необходимого оборудования. Хотя отказать «благодетелям» непросто.
«Уже в 14 лечебных учреждениях области установлено новое диагностическое оборудование, которое поступило в регион в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье»… А всего же в нынешнем году для больниц и поликлиник нашего региона будет дополнительно выделено 295 диагностических установок на общую сумму 302,3 млн рублей».
«За счет разных источников финансирования для областной медицины приобретено 225 санитарных машин. Нынешняя партия, к примеру, закуплена с привлечением кредитных ресурсов Международного банка реконструкции и развития».
А вот еще: «Только в минувшем году подготовлены 237 офисов врачей общей практики, все они будут снабжены комплектами новейшего медицинского оборудования. Для этого построено и реконструировано 140 амбулаторий, на селе открыты 54 отделения неотложной медицинской помощи. В итоге более 200 тысяч жителей отдаленных воронежских сел могут обращаться за квалифицированной медицинской помощью в любое время дня и ночи».
Реконструкции, ремонты, обслуживание — это из той же оперы. Начальники наши всегда на переднем крае — там, где тратятся казенные деньги. Не гнушаясь «мелочовкой», рулят лично. Сошлюсь на статью в воронежском выпуске «Новой газеты» Ольги Бренер об истории Центра профессиональной патологии — как большие дяди, до сих пор сидящие в своих креслах, ремонтировали под этот центр помещения в ОКБ.
Лишь несколько цитат: «Согласно этой смете, капитальный ремонт всего (!) многоэтажного пансионата ОКБ (где на одном из этажей и разместился профцентр) составляет 1,2 миллиона рублей. В смете же, которую было предложено подписать главврачу Центра профпаталогии, ремонт только одного этажа этого пансионата составил… 1,6 миллиона рублей. Проведя ряд консультаций со знакомыми строителями, главврач профцентра понял, что цены и объемы работ раздуты».
«После тщательной проверки представленного акта было выявлено фантастическое завышение суммы по выполненным работам».
«Из-за скандального ремонта профцентр никак не открывался — несмотря на все сметы, работ впереди было непочатый край».
«На огромные бюджетные деньги закупались дешевые материалы, низкого качества, без гигиенических сертификатов. Делалось все кое-как. Мне как главврачу это хорошо было видно».
«Вся эта история с дорогим, согласно смете, ремонтом и закончилась закрытием профцентра службой Госсанэпиднадзора: отвалилась «дорогая» шпатлевка, прорвался «дорогой» линолеум, в кабинетах и санузлах — грибок и плесень».
Несмотря на триумфальную поступь по Воронежской области нацпроекта «Здоровье» (зайдите в ближайшую поликлинику или больницу и сразу увидите, как крепчает, цветет и пахнет медицинское обслуживание населения), шила уже сегодня начинают высовываться из мешка с благодеяниями. Вот, пожалуйста, одна из первых ласточек:
«При реализации национального проекта «Здоровье» в воронежских больницах снизилось финансирование поставок медицинских препаратов».
Параллельно с этим высокое совещание начальников Воронежа и области отметило высокую прибыль компаний, занимающихся медстрахованием. Прибыль посчитали просто неприличной и решили наслать на страховщиков контролирующие органы; хотя эту корову и без них есть кому доить.
Александр ЯГОДКИН,
наш соб. корр., Воронеж
№ 63
21 августа 2006 г.
*