Трагедии, сравнимой по масштабу с гибелью ТУ-154, в Петербурге не было давно. Родственники погибших, наверное, еще не скоро оправятся от шока. В среду в полдень их отправят спецрейсом к месту трагедии. К тому времени, скорее всего, будет понятно, выжил ли кто-нибудь в этой катастрофе. Однако эксперты полагают, что надежды на это практически нет. Теперь предстоит крайне сложный процесс опознания тел погибших — они не только разбились, но и сильно обгорели.

МЧС обнародовало список пассажиров злосчастного рейса Анапа — Петербург, в котором 159 имен. Уже известно, что в нем 45 детей до 12 лет. Практически все находившиеся в разбившемся самолете петербуржцы. По некоторым данным, на борту летели два гражданина Голландии.

На момент написания этой статьи некоторые родственники пассажиров еще находятся в аэропорту «Пулково», однако большая их часть разъехалась по домам. Моральное состояние людей крайне тяжелое, некоторым периодически становится плохо. Однако госпитализация пока никому не потребовалась. В аэропорту работает 3 бригады «Скорой помощи», бригада медицины катастроф, а так же психологи всероссийской экстренной авиационной медицинской службы. Между тем, как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в «Пулково», пассажиры других пулковских рейсов не подают признаков паники – не сдают билеты и не отказываются от полетов.

По факту авиакатастрофы с ТУ-154 «Пулковских авиалиний» генпрокуратура уже возбудила уголовное дело по статье 263 часть 3 – «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатация воздушного транспорта». Одновременно транспортная прокуратура Украины также возбудила по факту падения самолета Ту-154 уголовное дело. Об этом корреспонденту «Фонтанки» сообщил генеральный консул РФ в Харькове.

По данным ГУ МЧС по Петербургу, версия теракта в авиакатастрофе самолета Ту-154 исключается. На высоте 10 тысяч метров на самолете вспыхнул пожар, и экипаж принял решение совершить аварийную посадку. Примерно в 15.37 с терпящего аварию борта на землю поступил последний сигнал SOS, тогда лайнер был уже на высоте 3 тысячи метров. Всего разбившийся самолет подавал сигнал о спасении четыре раза.

После этого последовала еще одна неразборчивая фраза и связь с самолетом пропала. А в 16.06 самолет разбился о землю. Как сообщают очевидцы с места событий, после столкновения с землей от самолета не осталось ничего, кроме пылающего огнем хвоста. Выяснением причин трагедии займется правительственная комиссия под руководством министра транспорта Игоря Левитина.

Пока в качестве основной версии трагедии приводят плохие погодные условия – по некоторым данным, в районе катастрофы бушевал грозовой фронт. Однако, по другим данным, погода была в норме – так, в «Пулково» категорически отвергают версию о грозе как о возможной причине крушения. Равно как и версию о неисправности воздушного судна. Командира самолета Ивана Карагодина коллеги называют одним из самых опытных летчиков «Пулково».

Как сообщают в самой авиакомпании, разбившийся лайнер был построен в 1992 году. Его ресурс составляет 30 тысяч часов, а налет к настоящему моменту составлял 24 тысячи 215 часов. При этом, после последнего ремонта самолет налетал более 9 тысяч часов.

Как рассказал корреспонденту «Фонтанки» один из авиадиспетчеров «Пулково», мало вероятно, что причиной аварии явилось кучевое облако, в которое мог попасть самолет. «Несмотря на то, что он обладает энергией, равной 16 атомным бомбам, все пилоты всегда видят, в какой зоне они находятся, и у них могли быть все шансы это облако облететь», — сказал авиадиспетчер, пожелавший остаться неназванным. По мнению собеседника «Фонтанки», скорее всего, причиной аварии послужил какой-то несчастный случай на борту. Напомним, в МЧС отвергают версию теракта.

Предполагают также и то, что воздушное судно могло попасть в зону турбулентности. «При попадании самолета в зону турбулентности самым опасным является возрастание лобового сопротивления, — прокомментировал корреспонденту «Фонтанки» возможную причину трагедии знаменитый летчик Вадим Базыкин. — Самолет может бросать в 3-х плоскостях. В такой ситуации у самолета может задрать нос, и он теряет скорость. А это – сваливание в плоский штопор. Для таких самолетов, как Ту-154, выйти из плоского штопора очень сложно, а на практике практически невозможно. Помимо всего прочего, самолет попал во фронтальную грозу, проходить которую лайнеру запрещено. Проходить ее пассажирскому самолету можно только сверху. И синоптики и диспетчер в аэропорту Анапы должны были скорректировать путь самолета в связи с обострившимися метеоусловиями. Однако, видимо, что-то у них не сложилось. Командир самолета Иван Карагодин мой старинный приятель. Я могу со всей ответственностью сказать, что он один из самых опытных летчиков «Пулково».

Ту-154 – один из старейших лайнеров, использующихся авиакомпаниями. По мнениям многих экспертов, эта модель, и даже ее модифицированный вариант Ту-154М, устарела. Тем не менее, до сих пор «тушка» — единственный пассажирский самолет, производившийся на экспорт.

Разработка модифицированной модели Ту-154 началась в конце 70-х годов прошлого века. Задачей было производство более экономичного двигателя. В 1984 году началось серийное производство Ту-154М с двигателем ТРДД Д-30КУ. Первый полет на серийной модели был выполнен летчиком-испытателем А.И. Талалакиным. Первоначально самолет назывался Ту-164. По сравнению с предыдущими моделями, удалось добиться повышения топливной эффективности до 30%. Часовая экономия топлива составила около 100 кг.

На сегодняшний день выпущено более 900 Ту-154. Наиболее успешной из массовых вариантов стала модификация Ту-154М, в которой за счет применения новых, более экономичных двигателей, а также улучшения местной аэродинамики планера и силовой установки удалось значительно поднять экономические показатели самолета. Со временем Куйбышевский завод наладил выпуск различных модификаций ТУ-154М. Среди них стоит выделить следующие: ТУ-154ЛЛ – летающая лаборатория для проекта «Буран»; Ту-154М-ОН – предназначенный для работ по программе «Открытое небо»; Ту-156 – с двигателем, работающим на природном газе.

Ту-154М – первая отечественная модель, которая приобрела летный ресурс 15 тысяч часов, вместо 4 тысяч часов, свойственных предыдущим моделям.

Надежда Зайцева,

Фонтанка.ру

22/08/2006 22:50

Фонтанка.ру

***