Руководство группы СОК приняло принципиальное решение о продаже контрольного пакета акций ОАО «Ижавто». Главным претендентом на него является ФГУП «Рособоронэкспорт». Однако, как утверждают в СОК, помимо государства «Ижавто» хочет приобрести и группа ГАЗ Олега Дерипаски. Не исключено, что за счет переговоров с ГАЗом СОК пытается поднять цену на акции «Ижавто», поскольку сумма сделки, предложенная «Рособоронэкспортом», продавца не устраивает.

Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

Как рассказал Ъ источник в руководстве группы СОК, она приняла окончательное решение о продаже «Ижавто». По словам собеседника Ъ, причина в том, что с июля представители «Рособоронэкспорта» (топ-менеджмент ФГУП управляет АвтоВАЗом) «настойчиво рекомендуют» группе продать предприятие. Сейчас, говорит источник Ъ, стороны обсуждают детали сделки. В частности, не решен вопрос, будет ли «Рособоронэкспорт» выкупать «Ижавто» на одну из своих структур или же напрямую на баланс АвтоВАЗа. Сумму сделки собеседник Ъ не уточнил.

В «Рособоронэкспорте» сделку с СОК не комментируют. Официальные представители АвтоВАЗа вчера подтвердили, что завод заинтересован в покупке контрольного пакета акций «Ижавто», однако отметили, что о результатах переговоров с СОК «говорить пока рано». Однако источник в руководстве АвтоВАЗа сообщил Ъ, что переговоры с СОК «завершены на 90%». По его словам, окончательное решение о покупке «Ижавто» будет принято осенью после утверждения стратегии развития АвтоВАЗа. При этом, отмечает собеседник Ъ, акции «Ижавто», скорее всего, будут переведены на баланс АвтоВАЗа, а не структур «Рособоронэкспорта». Сумма сделки, по оценкам источника Ъ, «составит около $100 млн».

Между тем, утверждает источник Ъ в СОК, на финальном этапе переговоров с «Рособоронэкспортом» на акции «Ижавто» появился еще один претендент – группа ГАЗ Олега Дерипаски. По словам собеседника Ъ, представители СОК сами сделали предложение ГАЗу рассмотреть покупку «Ижавто». Источник Ъ полагает, что если покупателем автозавода станет группа Олега Дерипаски, то, скорее всего, она остановит выпуск на «Ижавто» автомобилей ВАЗ и сконцентрируется на сборке моделей корейской Kia. Сумму возможной сделки с ГАЗом источник Ъ также не назвал. Пресс-секретарь группы ГАЗ Владимир Торин вчера заявил Ъ, что группа не исключает новых приобретений, но «никаких решений на этот счет не принято».

Мощности «Ижавто» рассчитаны на выпуск 220 тыс. автомобилей в год. До конца года завод намерен собрать 21,5 тыс. автомобилей ВАЗ-21043 из машинокомплектов, поставляемых с АвтоВАЗа, а также выпустить 15 тыс. фургонов Иж-27175. Кроме того, с 2005 года «Ижавто» собирает автомобили Kia Spectra. С января по май 2006 года выпущено около 8,6 тыс. этих машин. С октября завод также начнет выпуск автомобилей Kia Rio 2. В 2007 году объем сборки Kia на «Ижавто» должен составить 40 тыс. машин.

По мнению отраслевых экспертов, рыночная стоимость «Ижавто» составляет минимум $150 млн, то есть более чем на 30% дороже, чем предлагает «Рособоронэкспорт». Неудивительно, что СОК, по словам ее официальных представителей, «готова рассмотреть любые предложения по поводу «Ижавто», если будет предложена адекватная цена». «Мы продолжаем развивать сотрудничество с Kia, в частности, намерены запускать производство новой Kia Rio. Неудивительно, что на фоне таких проектов цена «Ижавто» должна быть высокой»,– поясняет источник Ъ в руководстве СОК.

Однако участники рынка теряются в догадках, зачем ижевский автозавод понадобился группе ГАЗ. Она делает ставку на выпуск в первую очередь коммерческих автомобилей, а сегмент легковых машин представлен в группе маркой «Волга», которую в перспективе заменят автомобили Chrysler Sebring и Dodge Stratus (права на их сборку ГАЗ приобрел весной). Не исключено, что альтернативные переговоры СОК с группой могут быть всего лишь попыткой владельцев «Ижавто» надавить на «Рособоронэкспорт» и поднять цену на продаваемый актив.

ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ; ПАВЕЛ Ъ-КАЛЕДИН, Тольятти

ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 155 (№ 3486) от 23.08.2006, СР

КОММЕРСАНТЪ

***