Что же будет с родиной и с нами? Политпрогноз до Нового года
Политических новостей — кот наплакал. Но уже через пару недель, когда власть имущие вернутся из отпусков, все поменяется. Забурлят страсти, закрутятся интриги. “Какие события ждут нас в ближайшие месяцы?” — спросили мы политологов. В ответ они посулили многое — от новой войны до провала нацпроектов.
Фото Reuters |
“Это будет последний спокойный период”
Станислав БЕЛКОВСКИЙ, политолог:
— Это будет последний относительно стабильный период путинской России. Взрывы, пожары, масштабные социально-политические конфликты — все это случится позже, в глубине 2007-го и в 2008-м. В новом политическом сезоне будет нарастать ожесточенная борьба между политико-бизнес-силовыми группировками, засевшими на российском властном олимпе. В первую очередь, между Романом Абрамовичем и Дмитрием Медведевым, с одной стороны, и Игорем Сечиным — с другой. Обострится и борьба потенциальных преемников Владимира Путина. Дмитрий Медведев, Борис Грызлов, Сергей Миронов, Сергей Собянин — все будут в тех или иных формах вовлечены в борьбу. В списке возможных преемников появятся и новые, подчас неожиданные имена, в том числе женские.
Продолжится как кремлевское партийное строительство, так и структурирование новой оппозиции. Кремль станет развивать, с одной стороны, “Единую Россию”, а с другой — конкурирующую фирму: левоцентристскую коалицию во главе с Мироновым. Политическая система будет эволюционировать в направлении дальнейшего упрощения и подталкивания наверх людей, любящих работать в режиме “упал — отжался”. А значит, влияние кремлевских политтехнологов во главе с Владиславом Сурковым снизится: ведь чем проще система, тем меньше она востребует персонажей такого сорта.
В конце года Кремль будет вынужден признать провал нацпроектов: окончательно выяснится, что жилье становится еще недоступнее, медицина — хуже и дороже, а сельхозкредиты — все невозвратнее. Народ не почувствует никакой пользы от нацпроектов. Это значит, что для операции “Преемник” потребуется новая PR-стратегия победы, но ее не удастся сформулировать, пока Путин твердо не укажет пальцем на своего надежного последователя. Решение же по кандидатуре преемника будет принято не раньше июня—июля 2007-го, а скорее всего — еще позже.
На Северном Кавказе никаких серьезных катастроф именно в этом сезоне не будет. Рамзан Кадыров, скорее всего, уцелеет физически и окрепнет политически. Серьезные неприятности случатся позже, но еще при Путине, незадолго до ухода второго демократически избранного президента от власти.
Крупный бизнес будет завершать передел собственности на российской территории и активизирует масштабный вывод капитала за пределы родины. Мы станем свидетелями ряда сделок типа Arcelor—“Северсталь” (как удачных, так и неудачных).
В общем, сезон обещает быть скучным, нервным и немного жутковатым. Это будет сезон не столько больших проблем, сколько плохих предчувствий. Над Россией повиснет кисловатое ощущение “конца настоящего времени”.
“Россия может включиться в кровавую резню”
Дмитрий ОРЕШКИН, руководитель группы “Меркатор”:
— Я бы особняком выделил региональные выборы в заксобрания, которые пройдут в ряде регионов осенью. Это будет своеобразный тест для всей страны с точки зрения последних пробно использующихся политтехнологий. Удастся ли Кремлю обмануть народ своими спецпроектами вроде объединения “Родины” и Партии жизни? Сколько они “откусят” у “Единой России”? Также интересно, как будут вести себя избиратели: какова будет явка и процентное соотношение между игроками, сколько бюллетеней испортят и вообще — придут ли люди на участки?
Осенью, безусловно, обострится борьба за “должность” легитимного и единственного преемника — президента разнообразных элитных группировок. И борьба эта будет переведена в плоскость “все или ничего”, а значит, окажется ожесточенной и без правил. Если из, скажем условно, четырех групп влияния победит кто-то один, то остальные участники процесса автоматически теряют статус и даже рискуют потерять бизнес. Более того, кое-кто, обанкротившись в одночасье, может еще и попасть за решетку. Но я не исключаю, что элиты, консолидировавшись, бросятся в ноги Путину и попросят его остаться. Впрочем, если это и произойдет, то не в этом политическом сезоне…
Страна в режиме нон-стоп будет следить за сериалом “Нацпроекты”, который возглавляет первый вице-премьер Дмитрий Медведев, и за сериалом “Теперь ты в армии”, который возглавляет другой вице — Серг ей Иванов. Но оба эти проекта, несмотря на всю мощь агитпропа, не станут прорывными, то есть такими, которые качественно смогут улучшить жизнь людей.
Также я совершенно не исключаю и очень опасаюсь, что осенью в поисках “маленькой, но победоносной войны” Россия может включиться в кровавую резню в Абхазии и/или Южной Осетии. Маловероятно, но вполне вписывается в общий сценарий Кремля такой расклад: Абхазия и Южная Осетия входят в состав России под громогласно-имперские аплодисменты последней, и мы получаем совершенно новую Конституцию совсем другой страны. А по этой Конституции Владимиру Путину ничего не будет мешать стать президентом в очередной раз.
“Главная интрига — кто четвертый?”
Игорь БУНИН, гендиректор Центра политических технологий:
— Горячий хит этой осени — события вокруг политических партий, которые должны окончательно оформиться до конца этого года (иначе вообще не успеют зарегистрироваться, а соответственно, не примут участия в парламентских выборах). Я так понимаю, что в Госдуму следующего созыва намереваются пройти четыре партии. Понятно, что “Единая Россия” уверенно возьмет свое большинство. ЛДПР пройдет в любом случае — еще не в такие дырки пролезала. Не отдадут своих позиций коммунисты. Но вот интрига: кто четвертый? Я не уверен, что в Кремле уже четко для себя решили, что это будет слившиеся “Родина” плюс Российская партия жизни плюс Партия пенсионеров. На сцене неожиданно могут оказаться и семигинские “Патриоты России”, и бабуринцы, и глазьевцы. Кроме того, объединившись, в парламенте вполне могут оказаться демократические “Яблоко” и СПС. Еще время есть, так что в Кремле не торопятся, а ближайшие региональные выборы в заксобрания покажут на микроуровне, чего же на самом деле хочет народ.
Московский Комсомолец
от 22.08.2006
Беседовал Михаил РОМАНОВ
***