Спустя год после 15-летнего юбилея Всемирной сети Интернет популярная британская газета The Observer составила список 15 самых влиятельных на сегодняшний момент веб-сайтов. На первое место попал EBay.com, сайт покупок и аукционов, пользователями которого являются около 168 млн человек. Главная прелесть этого портала в том, что там можно приобрести практически все — от товаров секонд-хенд до домов и пустых упаковок от конфет.

Бесплатная онлайн-энциклопедия Wikipedia.com (русскоязычная версия — ru.wikipedia.org) — на втором месте. От ее предшественниц ее отличает одно фундаментальное качество: каждый может ее прочитать и отредактировать: если вам есть что добавить — начиная от педантичного уточнения и заканчивая полным составлением статьи на тему по собственному выбору — Wikipedia предоставит вам такую возможность. Здесь можно найти все: как лучше делать стекло и как используются салфетки в ходе космических исследований. А если чего-то не найдется, вы можете взять дело в свои руки.

Поскольку Интернет сейчас активно используется для обмена аудио- и видеофайлами, ничего удивительного, что на третьем и четвертом местах оказались Napster.com и Youtube.com. Первый был создан в 1999 году в качестве бесплатного сайта для обмена музыкальными файлами между студентами. Разумеется, это было незаконно, и его не замедлили атаковать представители музыкального бизнеса, борющиеся с пиратством. Сайт сделали платным, впрочем, это сказалось скорее отрицательно, чем положительно. Между прочим, именно в «пиратском» варианте он помог раскрутиться многим исполнителям.

На сайте Youtube.com в день просматривается около 100 млн клипов. Из места для обмена любительскими видео он быстро стал сайтом, где выкладываются давно забытые телепередачи, отрывки из фильмов и древние видеоклипы. Кроме того, он приобрел популярность среди режиссеров-любителей, готовых продемонстрировать свои таланты. Подросток Дэвид Лер снял MySpace: The Movie, который стал настолько популярным, что ему уже поступило несколько предложений от ведущих киностудий.

Система размещения блогов (интернет-дневников) blogger.com — на пятом месте. Весьма популярная забава последнего времени родилась еще в 1990 году, но тогда для того, чтобы поведать миру о своей жизни, пользователь должен был создать свой собственный сайт. Семь лет назад система упростилась: Эван Уильям создал blogger.com. В результате блоги становятся чуть ли не альтернативой СМИ — сообщения распространяются по миру со скоростью… слова.

Ностальгирующие пользователи (а таких около 15 миллионов) могут поискать своих одноклассников через сайт friendsreunited.com. Во время беременности Джули Пэнкхерст была одержима идеей выяснить, чем занимались ее друзья детства после того, как закончили школу. Ее муж Стив, программист, вместе со своим деловым партнером обдумывали оригинальную идею для нового веб-сайта, и Джули предложила им создать сайт для решения ее текущей проблемы с поиском старых друзей. Ей пришлось их некоторое время поуговаривать. «В конце концов, — вспоминает Стив, — я сделал сайт Friends Reunited, просто чтобы она успокоилась».

О том, как сайт сплетен может превратиться в один из самых влиятельных, может поведать история drudgereport.com — ныне это информационный сайт, который просматривают 8-10 млн пользователей в день. В 1994 году сайт предлагал подписаться на почтовую рассылку самых «горячих» сплетен — сейчас он стал самым могущественным источником информации в американской политике. Пользователи интернета в поисках животрепещущих новостей в первую очередь обращаются сюда.

Мэтт Драдж, создатель, занимается мониторингом телепередач и Интернета в поисках слухов и новостей, заголовки которых он размещает на своем сайте. По большей части это ссылки на привычные информационные сайты, хотя время от времени Драдж пишет сам. В 1998 году его сайт первым сообщил о скандале с Моникой Левински. Мэтта Драджа называли «угрозой демократии» и «идиотом с модемом», а также «тем самым отважным, предприимчивым, свободным, заинтересованным в информации аутсайдером, который нам так нужен» (Камилла Палья). Его влиятельность в сфере американских СМИ бесспорна.

На восьмом месте: продолжатель blogger.com — myspace.com со 100 млн пользователей.

Observer отмечает, что если раньше при слове Амазонка вспоминалась самая большая река в Южной Америке, то теперь — сайт amazon.com. Интернет-магазин, специализирующийся преимущественно на продаже книг, CD и DVD, завоевал доверие более 35 млн клиентов в 250 странах.

Slashdot.org — сайт и интернет-форум, посвященный новостям технологий, на 10-м месте. Большую часть содержимого сайта пишут пользователи: сообщение включает в себя короткий синопсис, ссылку на оригинальный текст и длинное обсуждение, которое может доходить до 10 тысяч комментариев в день. Slashdot был пионером пользовательского контента и повлиял на многие сайты, в том числе на Google News, Guardian Unlimited и Wikipedia.

Интернет-журнал и медиа-компания salon.com появился в результате … забастовки. Когда в 1994 году на несколько недель закрылся San Francisco Examiner, несколько журналистов научились писать в HTML и попробовали себя в новой технологии. Опыт им понравился, и художественный директор Examiner Дэвид Талбот в итоге бросил работу и открыл собственную интернет-газету. Несмотря на огромный успех у аудитории, Salon постоянно испытывал финансовые трудности. Пару раз он чуть не закрылся. Однажды Талботу пришлось уволить жену, которая вела у него женскую страницу. Его спасла система подписки и рекламные прибыли. Теперь конкурентами Salon выступают крупные издания, такие как New York Times. Показав им, как надо работать, Талбот теперь старается отстоять свои позиции в борьбе с ними.

Сraigslist.org, централизованная сеть урбанистических интернет-сообществ с бесплатными объявлениями и форумами — один из «обманчиво простых» веб-сайтов во всемирной паутине. По большому счету это просто бесплатная доска объявлений, однако его невероятная популярность обеспечила ему могущество. Хотите снять жилье? Купить машину? Найти работу? Встретиться с кем-то, чтобы провести ночь? Craigslist на все найдет ответ. Бесплатно.

Самые популярные поисковые системы расположились только на 13 и 14 местах, причем Google, созданный позже своего соперника Yahoo!, опережает его больше чем в два раза по рейтингу.

Название Google занесено в Оксфордский словарь английского языка: это самая быстро растущая компания за всю историю, и состояние каждого из ее основателей равняется 13 млрд долларов. Метод поиска, разработанный Ларри Пейджем и Сергеем Брином, определил успех Goggle: вместо того чтобы сортировать результаты по частоте упоминания заданного в поисковой строке слова на странице, система ранжирует результаты по частоте упоминания этих сайтов другими сайтами.

Из этой простой основы развилась гигантская империя, включающая в себя электронную почту (Gmail), новости (Google News), сравнение цен (Froogle), картографию (Google Maps), литературу (Google Book Search), бесплатную телефонию (Google Talk) и, самое интересное, Google Earth — потрясающе подробный виртуальный глобус.

Аббревиатура Yahoo! Расшифровывается как «Yet Another Hierarchical Officious Oracle» — «Еще один иерархический услужливый Oracle».

Замыкает почетный список сайт бюджетной авиакомпании Easyjet.com, которая первой начала принимать заказы на бронирование билетов по интернету.

Интересно, что, став одним из самых популярных сайтов, EBay.com попал в список самых смешных по названию. Еженедельник «БелГазета» составила список зарубежных сайтов с самыми забавными для русского человека названиями. Наряду с EBay, в список попали например, такие как:

http://www.dermo.com/ — фабрика по разработке чистящих средств и предметов гигиены,

http://www.durak.com.tr/ — турецкая текстильная компания,

http://www.chmo.com/ — сайт, специализирующийся на компьютерах и КПК,

http://www.anus.com/ — American Nihilist Underground Society (Американское андеграундное сообщество нигилистов).

www.sral.com — поисковая система.

Из последних «достижений» компьютерных гениев можно также отметить «вирус Берлускони» — хакеры придумали «убивать» компьютеры пользователей, играя на обычном человеческом любопытстве. Поскольку все уже научены не открывать приложения в письмах от неизвестных пользователей, вирус может прятаться в «новостной» рассылке.

Мимо названия электронного послания пройти невозможно, по крайней мере, для итальянских пользователей всемирной паутины: «Трагедия Берлускони» или «Убийство Берлускони», или еще: «Берлускони убит», или «Смерть Берлускони». В тексте говорится о некоем израильском солдате, который убил экс-премьера. В эту историю вряд ли можно поверить, принимая во внимание, что дата смерти — 22 января 2006 года. Но эффективность действия вируса основывается на том, что человек, проверяющий свою почту, обычно позволяет себе некоторую рассеянность. В тексте содержится обещание продемонстрировать фото мертвого Берлускони: но, кликая на ссылку с фото, пользователь запускает пиратскую программу-вирус «троян».

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников   

15:19 | 20/ 08/ 2006

РИА Новости

***