Схема поставок «Лад» в московские автосалоны может кардинально измениться. Как стало известно «Ведомостям», на «АвтоВАЗе» готовится распоряжение, отдающее право получать «Лады» по заводским ценам двум московским «дочкам» завода — компаниям «Элекс-Полюс» и «Лада-Фаворит». Они могут официально получить дистрибьюторский статус, а остальным торговцам предложат покупать машины у них.

По данным Международной ассоциации дилеров ОАО «АвтоВАЗ», в 2003 г. в Москве было продано 115 000 автомобилей «Лада». Первые места по объему продаж заняли компании «Автомир», «Ростокино-Лада», «Элекс-Полюс», «Инком», «Лада-Фаворит», «Авто»Кей», «Автореал», «Гермес-Лада», «Роскон», Автомобильная торговая компания, причем первые пять из них продали около 70% всех автомобилей. Всего в Москве действуют 32 дилера завода, все они получают автомобили по отпускным ценам «АвтоВАЗа» в московском Управлении региональных поставок автозавода и у дилеров с его 100% -ным участием.

       Московские компании «Элекс-Полюс» и «Лада-Фаворит» — прямые дилеры «АвтоВАЗа». По собственным данным, каждая из них ежемесячно продает до 1500 автомобилей «Лада». 51% акций «Элекс-Полюса», по официальным данным, принадлежит «АвтоВАЗу».

       В марте руководство Волжского автозавода подпишет контрольное распоряжение, которое коснется московской дилерской сети и резко изменит ситуацию на столичном рынке, сообщил «Ведомостям» на условиях анонимности информированный источник в тольяттинской штаб-квартире «АвтоВАЗа». Некоторые столичные торговцы уже знают о готовящемся распоряжении. Как объяснил Алексей Проскоряков, член правления крупнейшей в столице автоторговой компании «Автомир», речь идет о намерении «АвтоВАЗа» передать функции дистрибьютора двум московским дилерам — компаниям «Элекс-Полюс» и «Лада-Фаворит».

       Заместитель директора по связям с общественностью «АвтоВАЗа» Александр Громков отказался комментировать эту информацию, сославшись на «отсутствие подписанных документов». Но сотрудник ВАЗа, знакомый с ситуацией в сбытовой сети завода, подтвердил факт подготовки распоряжения, отметив, что «один из топ-менеджеров автозавода, от которого зависит принятие решения по этому вопросу, уже поставил на документе свою визу». А сотрудник одного из потенциальных дистрибьюторов также на условиях анонимности сообщил, что контрольное распоряжение о передаче «Элекс-Полюсу» и «Ладе-Фаворит» функций дистрибьюторов выйдет уже на следующей неделе.

       Президента компании «Лада-Фаворит» Владимира Попова намерение «АвтоВАЗа» сделать его компанию одним из дистрибьюторов по Москве не удивило, но он говорит, что о подписании документов на «АвтоВАЗе» по этому вопросу ему еще ничего не известно. Руководство «Элекс-Полюса» до выхода документа от комментариев отказалось.

       Как утверждает Проскоряков из «Автомира», остальные московские дилеры, получавшие «ВАЗы» с завода по отпускным ценам, теперь будут вынуждены покупать их у этих двух компаний с наценкой.

       По мнению Попова из «Лады-Фаворит», его компания и «Элекс-Полюс» могут быть выбраны потому, что «АвтоВАЗ» владеет контрольными пакетами обеих компаний. «Учитывая их связь с «АвтоВАЗом», можно понять, почему выбраны именно эти компании», — подтверждает эту версию собеседник «Ведомостей» на «АвтоВАЗе». По его словам, с каждой машины дистрибьюторы будут получать в среднем около $150. «При объеме продаж от 6000 до 10 000 автомобилей в месяц в Москве оба заработают от $1 млн до $1,5 млн», — говорит он.

       Попов считает, что «АвтоВАЗ» давно должен был ввести систему дистрибьюции в Москве. «Если это произойдет, ответственность за распространение и техобслуживание автомобилей «ВАЗ» будут нести эти две компании, — говорит он. — «АвтоВАЗ» предъявляет очень высокие требования к дистрибьюторам». По его словам, чтобы им соответствовать, дистрибьютор должен будет вложить в развитие не меньше $7 — 8 млн.

       «Появление в лице этих двух компаний посредников между «АвтоВАЗом» и всеми московскими дилерами может привести к уходу с рынка мелких дилеров», — считает Проскоряков. Он опасается, что даже крупнейшим торговцам, в том числе и «Автомиру», продажа вазовских машин может стать невыгодной.

       В компании «Инком-авто» «Ведомостям» заявили, что не знают о готовящемся распоряжении и «не верят» в возможность его появления. А представитель другой крупной дилерской компании, пожелавший остаться неназванным, полагает, что ситуацию на рынке распоряжение не изменит, поскольку большую часть своих доходов нынешние дилеры получают не от продажи автомобилей, а от технического обслуживания.

       По мнению Натальи Загвоздиной, аналитика «Ренессанс Капитала», «АвтоВАЗ» следует общей рыночной тенденции к укрупнению дилеров. «Заводу-производителю легче работать с одной-двумя компаниями, чем с несколькими десятками», — говорит она. «Я не думаю, что другие дилеры уйдут с этого рынка», — считает аналитик Объединенной финансовой группы Елена Сахнова. По ее мнению, у торговцев останется возможность для ценового маневра.

Глеб Столяров

Ведомости

19 марта 2004 пятница N 46 (1086)

Ведомости

*