О чем жалеют путчисты. Что стало с бывшими заговорщиками?
15 лет назад советские граждане услышали сообщение: “В связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Михаилом Горбачевым обязанностей Президента СССР и в целях преодоления глубокого и всестороннего кризиса в стране на полгода вводится чрезвычайное положение…”
Фото ИТАР-ТАСС |
Если бы страну не перетряхнуло в 91-м, СССР мог бы называться ССГ — Союз суверенных государств (без Прибалтики). Но история не терпит сослагательного наклонения…
Мы задали бывшим путчистам два вопроса.
1. Если бы тогда ГКЧП победил, какой была бы страна сейчас?
2. О чем вы жалеете? В чем была ваша ошибка?
Валентин ВАРЕННИКОВ, в 1991 году — замминистра обороны СССР, главком сухопутных войск, ныне депутат Госдумы:
1. Это была бы прекрасная страна! И не исключаю, что с капиталистическим уклоном — одно другому не мешает. Вон Дэн Сяопин в Китае умело воспользовался трудами Косыгина — там был не только госплан, но некоторые направления были отданы ремесленникам и частникам. А это уже почти капитализм. И что в результате? Китай процветает. Проявили бы твердость 15 лет назад — так же жили бы.
2. Нас, членов ГКЧП, журналисты часто обвиняют во всех смертных грехах: дескать, это мы виноваты в том, что пролилась кровь. Но я прошел три суда — меня оправдали. Я ни о чем не жалею: ГКЧП был легитимным органом. А жалеть должен Горбачев: он прекрасно знал, сидя в Кремле, что заговорщики собрались в Беловежской Пуще. Тогда-то и надо было предателей арестовать.
Дмитрий ЯЗОВ, в 1991 году — министр обороны СССР, ныне консультант Минобороны:
1. Предположу, что была бы мощная и сильная страна — СССР.
2. Жалею только о том, что нет страны, а остался какой-то огрызок. И никаких ошибок у меня не было. А вообще, почитайте книгу Яковлева “Горькая чаша” — о том, как зачиналась в стране перестройка. Он там открыто пишет, что Америка выделила триллион долларов на смену советского режима.
Олег ШЕНИН, в 1991 году глава КПСС, ныне председатель добровольного неполитического международного объединения коммунистических партий:
1. Страна была бы без проституции, коррупции, бедности и войн. Предатель Горбачев сейчас кричит по всем углам, что планировалось подписать договор союзного государства. Врет! В этой структуре ничего не было сказано про социализм, а значит, они планировали совсем другую страну. К чему, собственно, и пришли: держимся еле-еле на плаву исключительно из-за цен на нефть…
2. Жалею, что не был более решительным и более жестким. И что не принял первоначальное предложение встать во главе комитета. Мы могли, с небольшими жертвами, спасти страну. Мы этого не сделали, и жертв нашего провала стало бесконечно больше.
Олег БАКЛАНОВ, в 1991 году зампред Совета обороны СССР, ныне председатель Общества дружбы и сотрудничества народов России и Украины:
1. Страна не потеряла бы 100 миллионов своих граждан. Южная Сибирь не отошла бы Казахстану, Черноморское побережье Крыма осталось бы нашим… И наша страна точно не существовала бы исключительно как сырьевой придаток…
2. Жалею, что кучке предателей — Горбачеву, Шеварднадзе, Яковлеву и прочим — удалось узурпировать тогда власть в Политбюро. Это они в результате долгих интриг привели к тому, что система сломалась.Жалею, что тогда не набил кое-кому лицо…
КАК СЛОЖИЛАСЬ ЖИЗНЬ У ОСТАЛЬНЫХ ГКЧПистов
Владимир КРЮЧКОВ, в 1991 году — председатель КГБ СССР. Входит в совет директоров информационно-аналитической структуры АНТР “Регион”, которая представляет собой мозговой центр службы безопасности АФК “Система”.
Василий СТАРОДУБЦЕВ, в 1991 — председатель Крестьянского союза СССР. Ныне возглавляет Агропромышленный союз России (экс-губернатор Тульской области).
Александр ТИЗЯКОВ, в 1991 — президент Ассоциации госпредприятий и объектов промышленности, строительства и связи СССР. Ныне возглавляет машиностроительный завод имени Калинина, входит в руководство Ассоциации промышленников и предпринимателей, один из лидеров блока “Союз патриотов”.
Геннадий ЯНАЕВ, в 1991 — вице-Президент СССР. Работает консультантом в общественном комитете ветеранов и инвалидов госслужбы “Родина и честь”.
Валентин ПАВЛОВ, в 1991 году — премьер-министр СССР. Умер в марте 2003 года.
Борис ПУГО, в 1991 году — глава МВД СССР. Застрелился при попытке арестовать его в августе 1991.
Московский Комсомолец
от 19.08.2006
Михаил РОМАНОВ
***