Последние дни все банковское сообщество горячо обсуждает кражу базы данных, появившуюся в свободной продаже. В нее якобы входит около 700 тыс. людей, воспользовавшихся потребкредитом. Самой базы, правда, никто не видел, но паники и страхов сообщение о ней вызвало немало. В любом случае это не первая и далеко не последняя кража конфиденциальной информации, и пострадать может каждый. Как реагировать на то, что ваши персональные данные преданы огласке?

Различные базы данных у нас воруют регулярно. Официально уже было зафиксировано не менее семи случаев. Чаще всего страдали абоненты сотовых операторов, а в прошлом году преступники похитили данные по банковским проводкам из ЦБ и Налоговой службы по доходам москвичей. И вот новый скандал.

Скандал разразился, когда по электронной почте многие пользователи интернета начали получать предложение приобрести базу данных (ФИО, адреса, названия торговых сетей и пр.) заемщиков объемом более 700 тыс. записей. Цена, как говорится, умеренная — 90 тыс. руб. И тут разгорелись споры — действительно ли произошло хищение или просто кто-то решил подзаработать. Например, начальник департамента розничного бизнеса банка «Зенит» Алексей Розоренов думает, что хищение базы кого-то из лидеров потребкредитования вполне могло иметь место. А вот старший вице-президент БИН-банка Сергей Горащенко иного мнения: «Сейчас, когда бюро кредитных историй (БКИ) уже встали на ноги и есть возможность купить данные на законных основаниях, вряд ли найдутся банки, которые захотят купить сомнительную базу». Хотя преступники просят по $0.005 за информацию об одном заемщике, а БКИ — максимум $0.9. «Банки у нас не такие бедные, чтобы экономить копейки и покупать непонятно что, — говорит Горащенко. — Ведь они могут сами пострадать от непроверенных данных».

Но если все-таки хищение имело место, то чем это может грозить заемщикам? Если говорить об этой конкретной ситуации, то мало чем. Ведь преступники выставили на продажу базу по людям, которые воспользовались товарными кредитами. Сомнительно, чтобы криминалитет мог заинтересоваться потребителями чайников, холодильников и стиральных машин, да еще и купленных в кредит. Но количество хищений личных данных со временем будет расти. В руках преступников может оказаться информация о крупных заемщиках, покупающих в кредит квартиры и машины. «От этого никто не застрахован. С технической точки зрения защита данных очень высокая и доступ к таким данным имеет ограниченное количество людей», — рассказывает Горащенко. Но, как правило, такие хищения связаны с утечкой, и нет гарантии, что один из сотрудников банка не окажется нечистым на руку.

«Если рассуждать гипотетически, то информацией о крупных заемщиках могут воспользоваться преступники. Ведь если банк дал человеку большую сумму, значит, уверен в его платежеспособности, — предполагает Розоренов. — Не факт, что такими данными не заинтересуются фискальные органы». Ведь общеизвестно, что многие банки выдают кредит, основываясь не на официальных, а на реальных доходах клиентов. И тут уже ничего не поделаешь, и повлиять на защиту своих данных мы может только если вообще не будем брать кредиты. А если мы на это идем, то должны отдавать себе отчет, что наша персональная информация уже попала в банк и будет там сохраняться. Впрочем, небольшая профилактика все же не помешает. По словам Сергея Горащенко, людям имеет смысл осторожнее относиться к предоставлению информации о себе. Ведь многие у нас готовы тут же поделиться паспортными и прочими данными, если им звонят по телефону и предлагают взять кредит. «Если вы сами обращаетесь в банк, то у вас есть подтверждение, что информацию вы предоставляете именно ему, — замечает старший вице-президент БИН-банка. — Но если вам кто-то звонит, то такой гарантии у вас нет. И я бы не стал ничего говорить».

Если же ваши данные уже стали достоянием общественности, то прежде всего нужно написать заявление в милицию, чтобы по факту было возбуждено уголовное дело. Иначе правоохранительные службы просто не смогут начать расследование. «Пострадавший заемщик может также после возбуждения уголовного дела предъявить гражданский иск в рамках уголовного судопроизводства с целью имущественной компенсации причиненного преступлением морального вреда», — говорит начальник департамента налогового и финансового права юридической фирмы «Частное право» Елена Наговицына. По ее словам, теоретически заемщик имеет право требовать компенсации ущерба от банка в такой ситуации. Но размер причиненных заемщику убытков будет достаточно сложно обосновать и доказать. Кроме того, с учетом сложившейся судебной практики с большой долей вероятности можно предположить, что в России выиграть такие дела сумеют лишь единицы, а сумма компенсации будет небольшой.

• Анна КАЛЕДИНА

18.08.2006 09:13

Финансовые известия

***