Булгарский Науруз. Булгары издавна отмечали два новых года — зимний, Нардуган (в декабре), и весенний, Науруз (21 марта). Многие наши современники о Наурузе мало что знают. И неудивительно: ученые его почти не изучали, а Советская власть еще и запрещала, как вредный и религиозный.

Поэтому позволю себе описать булгарский Науруз поподробнее — по рассказам старших родственников из аулов Мокрые Курнали, Малый и Большой Ошняки, Шали и других поселений, относившихся к Чистопольскому и Лаишевскому уездам Казанской губернии.

В день Науруза с раннего утра молодежь уже была на улице. Обычно атаман парней избирался главой праздника — Алпамшей. Вначале Алпамша возглашал: «Вон карга (грач) летит — всем булгарам праздновать Науруз велит!» Дело в том, что герой булгарских мифов — добрый алп (див) Субан Карга, любивший принимать облик грача, считался покровителем этого праздника, почему Науруз называли также Каргатуй (грачиная свадьба), а пир в честь Науруза — Карга боткасэ (грачиная каша). Естественно, что для булгар грач был священной птицей. Героями праздника были также сыновья алпа Субана Карги — грачата Сак и Сок, их роли исполняли подростки.

Однажды, рассказывает миф, дивы, желая погубить людей, соорудили высокую стену, которая закрыла солнце. Землю сковал лед, и всему живому стала грозить гибель. Но алп Субан смог разбить стену дивов и вернул людям свет и тепло. Когда он разбивал стену, жена алпа — покровительница домашнего очага, молодоженов и утренней зари Тэббиче Чакчак — велела своим детям, Саку и Соку, помочь отцу и отнести ему железную стрелу, разбивающую все. Но сыновья стали драться за право нести стрелу, и Чакчак прокляла их за промедление, а Бог Тангра обратил их в ночных птиц. Когда дети захотели увидеться с родителями, то не смогли этого сделать: ведь Субана и Чакчак всегда окружал свет. Только когда Сак и Сок осознали свой проступок и стали храбро помогать людям, Тангра вернул им право жить при свете и видеться с отцом-матерью…

Мальчики, игравшие роль Сака и Сока, каркая и размахивая руками, подбегали к Алпамше и объявляли о том, что злая алп-бика Халджавыз украла у Кыш-Тархана (Деда Мороза) холод и хочет заморозить землю, а злые дивы спрятались в старых вещах по темным углам и готовятся, по сигналу Халджавыз, напасть на людей. Алпамша спрашивал у ребят, согласны ли они быть его воинами-куберами (добрыми рыцарями) и пойти в поход на злых дивов.

Молодежь вооружалась палками (они были как бы саблями и копьями), луками и стрелами, а также зеленым знаменем. Поход начинался с очистки домов аула от нечисти и сбора продуктовой «дани» за это. Ватага двигалась по аулу, крича: «Науруз, Науруз!» и распевая такую песню:

Кричит грач: «Карр, карр!

Идите все на мой праздник,

Несите крупу, яички,

Молоко и маслице,

Мясо и хлебушко,

Идите, идите, идите!»

(Запись Р.Мухаметзянова).

В каждом ауле бытовали свои обращения к хозяевам и «пугалки». Известное нам обращение звучит так:

Эй, хозяева, отворяйте ворота,

Впускайте нас — добрых воинов алпа Карги,

Сражающихся под его зеленым знаменем!

Если дадите нам масла-хлеба

И ячменной крупы для каши,

То мы очистим ваш дом от нечисти!

Если же пожадничаете и не дадите,

То мы уйдем в другой дом;

А нечисть как выскочит на вас

Из всех старых вещей и узлов

И отнимет у вас все, лишит вас радости

И сделает вашу жизнь мукой!

Не взойдет пшеница на вашем поле!

Станет бездетным ваш большой дом!..

Как правило, хозяева тушили очаг и впускали воинов Алпамши в дом, и они очищали его дымом ветви аруп-можжевельника или сосны (арча и сосна считались священными растениями, запаха которых боится нечисть), выносили из жилья разный хлам, тряпье, угли и бросали его в старые сани, которые куберы тащили за собой. За очищение дома хозяева благодарили куберов, а те отвечали такой песней:

Спасибо вам, добрые хозяева!

Дали вы нам масла-хлеба,

А вам Тангра даст!

Пусть будет счастливым для вас этот год!

Пусть всегда будет достаток в вашем доме!

Пусть большой приплод даст ваша скотина!

Пусть ваши сараи заполнятся телятами!

Пусть уродится у вас богатый урожай!

Пусть всегда будут полны ваши закрома!

Пусть ваши дети цветут, как подснежники!

Пусть замуж выйдет ваша дочь!

Пусть женится ваш сын!

Пусть у вашей снохи будет много детей!

Очистив аул от нечисти, куберы во главе с Алпамшей шли на кладбище для того, чтобы почтить предков-героев и заручиться их поддержкой перед битвой с Халджавыз и ее злыми дивами. По пути куберы пели баиты о героях булгарского народа — Габдулле Чельбире, Сююмбике, Султан-Худже, мулле Мураде, Батырше и других. В одном из баитов о булгарском царе Габдулле Чельбире, разгромившем в 1223 году на Волге войско Чингисхана, пелось:

Есть царь Габдулла, говорят,

На нем — биштаусский (кавказский) бешмет, говорят,

По всем берегам Идели, говорят,

Прошел он с лихими боями — так говорят.

Как бы увидеть царя Габдуллу,

Поклониться бы ему

И, сев на резвого коня,

Поскакать бы с ним рядом!

На кладбище куберы читали молитву, а в более древние времена ставили возле памятников предков чаши с медом и подносы с очпочмаками («треугольниками») и сами угощались. После этого куберы шли к какому-нибудь леску или роще и изображали битву с дивами (стреляли из луков по мишеням, бросали арканы и «копья», размахивали «саблями»). В старые времена проводились военные игры и состязания с использованием настоящих доспехов и оружия, это помогало воспитывать будущих воинов. Конечно же, булгарские рыцари Алпамши разбивали дивов Халджавыз. Победители устраивали костер, на котором сжигали сани со старьем и гнилые ветки — «останки дивов». Этот костер считался новым огнем, который надо было доставить в аул. Куберы прыгали через пламя, очищаясь от злых чар и хвори, зажигали от костра факелы и бежали с ними до аула. Тот, кто прибегал первым, получал от жителей приз. Факелы с новым огнем с пожеланиями счастья и изобилия вручались жителям аула, и они зажигали новым огнем свои очаги. Наиболее отважные парни бросали в костер свою старую одежду и полуголыми бежали в аул, где им «за храбрость» вручалась новая одежда. Так закалялись будущие воины…

Пока старшие были в походе, малышня утаптывала снег и обживала какую-нибудь горку, которую обязательно называли или Кызыл джар (Красная горка), или Шартау (Солнечная гора). На ней победители новым огнем разжигали костер, на котором варилась знаменитая грачиная каша. Ее варили с большим куском мяса, называвшимся «головой Хардара» (волшебный баран, приносящий счастье). Богатые люди подъезжали к холму со своими продуктами и становились почетными гостями пира. В это время музыканты, настраивавшие свои инструменты (домбру, кубыз, курай и др.), тихо подыгрывали поварам. Вот одна из песен поваров:

Карга-аби ячмень взяла,

Положила его в котел,

Стала готовить в нем

Карга боткасэ.

Когда каша сварилась,

Смешала она его с маслом,

Положила в нее кусочки

Ароматного мяса Хардара.

Славная получилась каша!

Собрались у котла

И стар, и млад —

Стала Карга-аби раздавать ее.

Дала каши одному,

Дала каши другому,

Всем раздала. И только

Одному детенышу не дала.

Сказала она ему:

«Ты не встал рано утром,

Не ходил с ребятами

Собирать подношения,

Не очищал дома арчей,

Не почтил духов предков,

Не воевал против злых дивов —

Оставайся же без моей каши!

Пока шла подготовка к пиру, дети развлекали взрослых: кричали «Карр!», размахивали руками и прыгали с крутых склонов, изображая грачей, катались на санках, пели частушки гостям и поварам, выпрашивая у них подарки и яства. Девушки состязались в певческом искусстве, и лучшая певунья получала почетное имя «Зянгаркюз» («Голубоглазая»). Именно ей доверялось с высокого места (крыши дома или дерева) «позвать весну» специальной обрядовой песней. Затем Зянгаркюз сажали рядом с Алпамшей и объявляли его царем, а ее — царицей пира. Но после утверждения ислама мужчины и женщины садились уже отдельно друг от друга, согласно мусульманской этике… Когда все получали свою порцию угощения (мясо предназначалось только воинам и почетным гостям), парни наперебой приглашали девушек поесть их каши. Если девушка съедала ложку каши из миски парня и забирала с собой кусочек мяса, то этим показывала, что он ей нравится. Если она утром следующего дня съедала тот кусочек мяса, то этим давала всем понять, что хочет выйти за парня замуж. Так за грачиной кашей и происходил сговор молодых влюбленных, почему, собственно, Науруз и называли Каргатуй — Грачиной свадьбой.

До утверждения ислама в Булгарии парням и девушкам разрешалось запивать кашу ячменным напитком — пивом. Но затем употребление горячительных напитков на праздниках было запрещено. Надо признать, что ислам избавил булгар от такой беды, как пьянство. На новогоднем столе традиционно господствовали ритуальные кушанья, среди которых почетное место занимали чак-чак (символ стены дивов, который гости дружно «разрушали» — т.е. съедали) и очпочмаки (поминальное кушанье).

На пиру звучало много песен. Девушки говорили: «Отведаю каши того, кто лучше всех споет о моей красоте!» И парни пели вот такие песни своим любимым:

В пойме Белой я камыш косил

И его на берегу сложил.

Пожелтел я как речной камыш,

А давно ли как цветок я был?

Золотые кольца я ношу —

Пальцы заболели у меня.

О тебе, любимая, грущу —

Щеки пожелтели у меня.

Кто за темным лесом чертит круг?

Это ласточка взлетела вдруг.

Если, милая, вздыхаешь ты —

Знай, что по тебе скучает друг.

Жажду я, родная, напои!

Не напьюсь я из речной струи.

Напоят меня твой светлый взор

И слова душевные твои.

Праздник молодежи на Красной горке продолжался до вечера. А заканчивался Науруз ночным пиром, на котором пели «Науруз бэете», миф о Саке и Соке, а также гадали. Эти пиры устраивали для своих бедных родственников богатые люди — ведь на Наурузе надо было проявить щедрость, дабы заслужить милость Всевышнего. Если кто-то совершал аморальные поступки, то его не приглашали в гости, и это было страшным позором. Поэтому перед Наурузом прекращались все споры и распри, а на празднике люди прощали друг другу обиды и дарили, в знак примирения, подарки.

Пиры иногда в шутку назывались праздниками шакирдов (учащихся мусульманских школ и училищ). Вечно голодные шакирды вовсю старались на них — они красиво читали молитвы, пели исторические баиты, рассказывали религиозные истории, объясняли правила мусульманской этики, дабы за свое усердие заслужить побольше еды и подарков. Вот типичный шакирдовый баит о Саке и Соке:

В медресе застекленные двери,

Слушай баит о Сак-Соке.

Мы раз подрались из-за железной стрелы,

Матушка прокляла нас за этот проступок.

Матушка, твоя лапша, наверное, уже сварилась,

Когда мы улетали, ты, наверное, успокоилась.

Господь Бог дал тебе близнецов-братьев,

Которые, испытав многие беды, стали несчастными.

Шляпу пуховую ветер унес.

Матушка, ты детей своих прокляла.

Шляпу пуховую верните мне.

А увидите матушку, передайте привет.

Когда солнце всходит, глаза наливаются кровью.

Увидимся лишь на том свете…

(Запись Р.Исхаковой-Вамбы).

Как видим, шакирды явно старались разжалобить слушателей. Но, независимо от всего, баит о Саке и Соке учил, что дети должны уважать своих родителей и вести себя прилично. Так булгарские дети получали уроки нравственности. Поэтому неудивительно, что булгары не знали, что такое детская преступность.

Фаргат НУРУТДИНОВ

Историк-источниковед,

директор издания «Булгарская энциклопедия».

Газета «Республика Татарстан», 18 марта 2004 г.

www.tatar.ru

*