Эти ненужные светофоры. Житель Нидерландов нашел виновников всех дорожных аварий
Инженер Ханс Мондерман, который работает в управе голландского города Драхтен, не собирается лететь в космос, как «калужский мечтатель» Циолковский. Однако его мечта не менее фантастична, чем та, что была у отца современной космонавтики, – герр Мондерман уже несколько лет доказывает ненужность дорожных знаков, светофоров и разметки. И, как ни странно, число его последователей увеличивается с каждым годом.
Очень скоро привычный вид улиц может измениться до неузнаваемости. |
По словам г-на Мондермана, дорожные знаки, светофоры и разметка не несут никакой полезной нагрузки. Напротив, они замедляют автомобильный поток, способствуют авариям, ухудшают качество жизни. Большинство дорожных знаков не только раздражают водителей и пешеходов, но и просто являются опасными.
Мы встретились с Хансом в управе Драхтена. «25 лет назад я начал анализировать аварии, каждый раз пытаясь выяснить, почему они случились, – рассказал он. – Обычно их разбирают с технической и правовой точек зрения, и меньше всего – с человеческой. При ближайшем рассмотрении оказалось, что с увеличением числа машин множится число светофоров и дорожных знаков, сотрудников дорожной полиции. Города забиты автомобильными пробками, и в этом смысле человечество движется в тупик». Мондерман видит выход в том, чтобы превратить проезжую часть в населенных пунктах в человеческое пространство. И пусть люди, включая водителей, ведут себя на нем, как люди. Хорошие, плохие – разные.
Теория Мондермана предусматривает несколько мер по созданию безопасного общего пространства автомобиля и человека. Надо по возможности убрать дорожные знаки. Они только отвлекают и раздражают. Надо с умом заняться архитектурой, нарушить монотонность улицы или площади. Приветствуется искусство, прежде всего малые скульптурные формы, яркие фасады с цветами, небольшие фонтаны – вдоль дороги должно быть как можно больше жизни. Взаимодействие между всеми участниками движения – через прямой зрительный контакт, пусть сами определяют, кто кого должен пропустить. Правда, когда все это Ханс предложил городским властям родного Драхтена, его чуть не уволили со службы. Но тут жители деревни Нийега, которую пересекали оживленные автодороги, обратились к властям за помощью: с ростом потока машин стало невозможно ездить на велосипедах. Ханс составил план, начальство сказало, что работать этот план не будет, но попробовать разрешило. Через два года скорость движения машин через деревню снизилась с 50 км/ч до 30 км/ч, аварии прекратились, и даже пробки исчезли. Следующим этапом стал проблемный городской перекресток, через который в день проезжало более 17 тыс. авто. Сейчас на нем нет ни разметки, ни светофора, ни бордюра, отделяющего мостовую от тротуара. Аварий и пробок нет тоже – получается, что теория Мондермана работает? Чтобы доказать это, Ханс проделывает трюк, который в Москве посчитали бы за попытку самоубийства. Повернувшись спиной к едущим машинам, он начинает пятиться прямо на них, но ничего не происходит – его объезжают, потому что водители смотрят не на знак или светофор, а на человека, появившегося в поле зрения.
Его теория находит все больше сторонников. Люди, преодолевая недоверие властей и полиции, создают островки «движения по Мондерману» в США, Британии, Австрии, Германии, Испании, Дании, Швеции, Франции…
Кстати, можно вспомнить, что когда-то и слова Циолковского о полетах в космос считались бредом, не заслуживающим доверия.
АЛЕКСАНДР МИНЕЕВ, Драхтен–Брюссель
18.08.06
пятница
***