«Трансаэро» подстраховалось «Боингом». КАПО вновь перенесло срок сдачи Ту-214
ФГУП «Казанское авиационное производственное объединение имени Горбунова» (КАПО) в очередной раз перенесло сдачу первого самолета Ту-214 для авиакомпании «Трансаэро» — с апреля на ноябрь 2006 года. Первоначально предполагалось, что машина будет поставлена заказчику еще в декабре 2005 года. Однако авиаперевозчик не намерен предъявлять санкции поставщику. «Срыв по отгрузке первой машины для нашей авиакомпании не критичен», — сказали „Ъ“ в «Трансаэро», которое за время действия контракта по Ту-214 взяло в операционный лизинг уже пятый по счету Boeing-747.
Генеральный директор КАПО имени Горбунова Наиль Хайруллин не сомневается, что скоро «Трансаэро» получит свой Ту-214
Фото: ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВА |
Вчера финансовый директор ОАО «Финансовая лизинговая компания» (ФЛК) Сергей Гальперин сообщил „Ъ“ об очередном переносе срока сдачи первого самолета Ту-214, строящегося для авиакомпании «Трансаэро», — с апреля на ноябрь этого года. «По настоянию завода-изготовителя в декабре прошлого года мы скорректировали окончательные сроки передачи первого борта, отведя на завершение сборочных работ три месяца (то есть до апреля — „Ъ“). Однако КАПО не успевает к назначенному сроку, поэтому самолет будет готов, скорее всего, только в ноябре. Но это крайний срок: иначе казанский самолет не попадет в программу полетов «Трансаэро» в зимний период 2006-2007 годов», — отметил господин Гальперин.
Ъ ФГУП «КАПО имени Горбунова» ведет серийное производство среднемагистральных пассажирских самолетов Ту-214 с 2001 года. С этого времени КАПО построило 5 машин для хабаровской авиакомпании «Дальавиа» и одну для «КрасAir» по договорам лизинга с ОАО ФЛК, 3 — по прямым договорам с ГТК «Россия». Базовая цена Ту-214 составляет $25-30 млн.
Первоначально КАПО обе-щало сдать первую машину ФЛК в декабре 2005 года, то есть через 9 месяцев после подписания связанных между собой контрактов КАПО — ФЛК и ФЛК — «Трансаэро». И хотя полный цикл строительства Ту-214 составляет 18 месяцев, КАПО гарантировало скорую отгрузку, потому что самолет уже находился в высокой степени готовности (около 80%) и требовалось завершить его комплектацию.
Напомним, 14 февраля 2005 года гендиректор ФЛК Евгений Зарицкий и гендиректор КАПО Наиль Хайруллин подписали договор на приобретение 10 самолетов Ту-214 на сумму свыше $300 млн. Сделка была осуществлена в интересах «Трансаэро», с которым накануне ФЛК заключила три договора финансового лизинга авиатехники общей стоимостью $600 млн. Первая машина должна быть сдана перевозчику в декабре этого года, следующие четыре — в 2006 году, остальные — до 2008 года. При этом «Трансаэро» подписало контракт с ФЛК по требованию Минэкономразвития РФ, продлившего срок инвестиционного соглашения с «Трансаэро» на беспошлинный ввоз самолетов Boeing.
Вчера заместитель генерального директора по маркетингу КАПО Равиль Мингалеев заверил „Ъ“ в том, что сдача самолета для «Трансаэро» в ноябре обязательно состоится, но от подробных комментариев по поводу причин задержек отказался. Однако в ноябре прошлого года руководство казанского авиазавода, предупреждая о предстоящем срыве сдачи самолета, указывало на то, что правительство РФ не перечислило в распоряжение ФЛК 3,25 млрд рублей, предусмотренных на развитие авиализинга в РФ. Напомним, премьер-министр РФ Михаил Фрадков подписал распоряжение о распределении 6 млрд рублей между ФЛК и «Ильюшин Финанс» в июне 2005 года, но фактически средства поступили на счета лизингополучателей лишь в конце декабря 2005 года. Эту информацию подтвердили в дирекции КАПО. По сведениям „Ъ“, по этой причине почти год ФЛК финансировала строительство самолетов исключительно за счет коммерческих кредитов, без привлечения целевых бюджетных средств. Финансовый директор ФЛК Сергей Гальперин сообщил „Ъ“, что с начала 2006 года лизинговая компания финансировала строительство на КАПО без сбоев.
Преодолеть отставание 2005 года авиазаводу не удалось, но штрафные санкции за 11-месячное опоздание поставок ни одной из сторон «тройственного» договора не грозят. Финансовый директор ФЛК Сергей Гальперин сообщил „Ъ“, что договором о приобретении самолетов между ФЛК и КАПО взыскание штрафов не предусмотрено. В то же время договор финансового лизинга между ФЛК и «Трансаэро» еще не заработал: он вступает в силу только после передачи первой машины. Из этого следует, что ответственность за несвоевременную сдачу казанских самолетов никто не несет. Когда же будут сданы следующие 9 самолетов, которые в отличие от первой машины придется строить «с нуля», неясно. В КАПО и ФЛК точные сроки не называют.
Отметим, что увеличение сроков достройки первого самолета для «Трансаэро» неизбежно приведет к удорожанию его конечной стоимости. «Коммерческие банки пролонгировали действие кредитных соглашений на финансирование контракта с „Трансаэро“ , но проценты за каждый месяц просрочки растут. Их уплата ляжет на плечи ФЛК», — сообщил господин Гальперин, отказавшись назвать их общую сумму, но признал, что себестоимость первой машины будет существенно выше той, по которой покупала авиакомпания «Дальавиа». Впрочем, ранее представители «Трансаэро» утверждали, что стоимость первой машины зафиксирована в договоре финансового лизинга и составляет $30,3 млн.
Несмотря на затягивание сроков передачи самолета, крупнейшая авиакомпания «Трансаэро» не намерена расторгать договорные отношения с ФЛК. «Мы понимаем сложность проблем в отрасли и готовы ждать прилета Ту-214», — заявил „Ъ“ пресс-секретарь авиакомпании Сергей Быхал. По его словам, ежегодный объем пассажирских перевозок растет рекордными темпами, так что самолет остается востребованным. Однако вряд ли авиаперевозчик делает серьезную ставку на казанские машины. Спустя месяц после подписания контракта с ФЛК «Трансаэро» заключило договор операционного ли-зинга на 4 дальнемагистральных и 2 среднемагистральных лайнера Boeing сроком на 5 лет. В ближайшее время парк авиаперевозчика пополнится пя-тым иностранным самолетом (до этой сделки авиапарк состоял из 11 Boeing). «Срыв по отгрузке первой машины для нашей авиакомпании не критичен, но если придут отечественные самолеты, мы найдем им место», — заметил господин Быхал.
ЛУИЗА ИГНАТЬЕВА
Москва и Казань намерены разобраться с проволочками
в авиапроектах
У федеральных и татарстанских властей накопились взаимные претензии по исполнению финансирования других авиапроектов, осуществляемых в Татарстане. Начальник управления авиационной промышленности Федерального агентства по промышленности Евгений Горбунов заявил „Ъ“, что ФГУП «КАПО имени Горбунова» задерживает начало серийного производства ближнемагистрального самолета Ту-334. «Есть постановление правительства РФ об освоении Ту-334 в 2006 году, но оно срывается. Роспром намерен ставить этот вопрос перед правительством РТ», — сказал господин Горбунов. По информации „Ъ“, эта проблема в среду рассматривалась на закрытом совещании на казанском авиазаводе с участием правительства РТ и президента — генерального конструктора ОАО «Туполев» Игоря Шевчука. Однако получить официальную информацию о результатах встречи „Ъ“ не удалось.
Между тем и у татарстанского правительства есть вопросы к Роспрому. По словам источника „Ъ“, остаются туманными сроки проведения летных испытаний двигателя НК-93, опытные образцы которого несколько лет простаивают в цехах ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение». Из-за того что Роспром не выделяет деньги на их проведение, постановка двигателя на крыло отложена на неопределенное время. Впрочем, господин Горбунов дезавуировал эту информацию, сообщив, что специальная летающая лаборатория на самолете Ил-76 в НИИ имени Громова уже построена и, возможно, осенью этого года двигатель заработает.
ЛУИЗА ИГНАТЬЕВА
КАЗАНЬ №152 от 18.08.2006, ПТ
***