Уже более полувека британская компания Land Rover выпускает автомобили, авторитет которых признан во всех частях света. История создания этой легендарной марки в мире, только начавшем оправляться от ужасных последствий Второй Мировой войны, так же уникальна, как и сам автомобиль.

Британская промышленность, получавшая прибыль во время войны, в последующие годы стала испытывать острую нехватку производственных ресурсов и заказов. Правительству необходимо было предпринимать срочные меры. В планировании выхода из сложившейся кризисной ситуации и восстановления экономики английскому автомобильному производству оно отвело важную и значимую роль.

В этих сложных экономических условиях компания Rover добилась у правительства разрешения на возобновление производства гражданских автомобилей и получила в своё полное распоряжение новый завод в Солихалле (Solihull). Этот завод, построенный накануне войны за государственный счёт, был секретным оборонным госпредприятием по производству двигателей для танков и самолётов. Позже завод даже получил прозвище «Метеоритный завод» («Meteor Works»). Территория предприятия была огромна, но всё, что могла себе позволить автомобильная компания Rover, было ограниченным производством довоенных моделей. Потребность в новых идеях стала для компании очевидной и необходимой.

В то время Rover управляли братья Спенсер и Морис Уилкс (Spencer, Maurice Wilks). Они решили выйти на рынок с новым автомобилем — недорогим, простым в обслуживании и требующим для производства минимума листовой стали. Впоследствии именно Морис Уилкс стал автором идеи, воплотившейся в автомобиль Land Rover. Разработка новой модели немедленно началась на заводе в Солихалле, а за основу был взят американский Willis Jeep. Морис Уилкс считал, что данный проект — это идеальный «промежуточный» вариант, который поможет компании Rover продержаться до тех пор, пока правительство не ослабит жёсткие квоты на металл. Вскоре Морис Уилкс придумал для автомобиля-варианта название «Land Rover».

В послевоенные годы потребность авиапромышленности в алюминии резко сократилась, и он стал доступнее стали. Это натолкнуло конструкторов на великолепную мысль использовать для производства кузова новой модели автомобиля алюминиевый сплав Birmabright. Алюминий мягче стали и гораздо проще в обработке, что позволяет снизить расходы на производство. К тому же, неоспоримые преимущества алюминия — лёгкий вес и устойчивость к коррозии — идеально подходили для автомобиля, который должен был провести большую часть своей жизни в жёстких условиях бездорожья.

Ограниченность в средствах сказалась и на конструкции шасси. Изготовление прессованных стальных частей для шасси требовало больших затрат и времени, поэтому для изготовления несущей конструкции инженеры компании Rover решили сваривать куски стального лома, которые затем собирались в несущую раму. Такое решение не только сэкономило время и деньги, но и позволило создать чрезвычайно прочное и надёжное шасси, равных которому ещё не было. Именно надёжное шасси стало на многие годы отличительной чертой нового автомобиля Land Rover.

Сборка прототипа началась весной 1947 года и была завершена к лету того же года. Land Rover стал именно тем универсальным средством передвижения, которое было необходимо. Идеи, сформулированные Морисом Уилксом, легли в основу будущего успеха компании.

Прототип первого автомобиля Land Rover 1947 года имел явное сходство с легендарным внедорожником Willys.

После сборки 25 опытных образцов Land Rover был представлен на выставке автомобилей в Амстердаме, проходившей весной 1948 года. Компания Rover поразилась неожиданно огромным интересом к этой модели.

Самый первый Land Rover был представлен публике на выставке в Амстердаме в 1948 году.

Land Rover не стал «промежуточным» вариантом, как это предполагалось братьями Уилкс. В 1948 году количество производимых внедорожников сравнялось, а на следующий год вдвое превысило количество выпускаемых седанов Rover.

Как только Land Rover обеспечил компании Rover постоянный доход, появилась возможность усовершенствовать имеющуюся модель в соответствии с запросами и пожеланиями клиентов.

В 1950 году была усовершенствована система полного привода: теперь водитель мог с помощью дополнительного рычага переключать трансмиссию, выбирая между приводом на все колёса или задним приводом. Кроме того, заказчикам были предложены различные варианты кузова и колёсные базы различной длины. Марка Land Rover твёрдо ассоциировалась у клиентов с надёжностью и превосходными внедорожными характеристиками. Военные специалисты тоже признали надёжность и универсальность Land Rover. Поставка этих автомобилей в вооружённые силы большинства западных стран стала важной частью бизнеса компании.

Land Rover использовались в качестве военных автомобилей во многих странах мира.

В шестидесятые годы компания Land Rover значительно расширила модельный ряд, предложив вариант «forward control» и увеличив количество автомобилей, создаваемых по индивидуальным и специальным заказам. Например, был сконструирован десантный Land Rover весом всего 500 кг, который можно было доставлять по воздуху в зону боевых действий. Автомобили Land Rover выполняли самые различные функции: они работали на стройках, помогали спасателям и медикам, поскольку только они могли пробраться в самые труднодоступные места. Изначально предназначавшийся для помощи фермерам, Land Rover прошёл долгий путь, побывав во всех частях света. Создатели автомобиля даже и не подозревали, какое важное место займёт Land Rover в современном мире.

Land Rover Station Wagon 1950 года с изменённой системой полного привода.

В те же шестидесятые годы компания Rover провела масштабное маркетинговое исследование, которое показало, что марке Land Rover принадлежит около трети мирового парка полноприводных автомобилей. Land Rover оказался у истоков нового рынка машин, предназначенных для активного отдыха.

Одна из модификаций Land Rover со складной мягкой крышей 1964 года выпуска.

Верная классическим принципам автомобиля Land Rover с жёсткой несущей рамой и лёгким, устойчивым к коррозии кузовом, команда из 20 инженеров приступила к работе над новой, «цивилизованной» моделью Land Rover. Автомобиль предназначался не для городских, а скорее для загородных жителей, которые и должны были стать основными покупателями новой модели. Поначалу никто не мог даже предположить, что вместо серии небольших доработок некоторых деталей проект разовьётся в принципиально новый стиль, который будет создан дизайн-студией компании Rover под руководством Дэвида Бэча (David Bache). Именно эта модель будет впоследствии выставлена в Лувре как выдающееся достижение в области автомобильного дизайна. Land Rover стал единственным автомобилем, удостоенным такой чести.

Так итогом кропотливой работы стал Range Rover, представленный 17 июня 1970 года. Он выпускался в двухдверном варианте с задним откидным бортом. Интерьер автомобиля был довольно спартанским, но, несмотря на это, Range Rover произвёл фурор. Заказы на него в буквальном смысле захлестнули компанию. Так на многие годы Range Rover стал непревзойдённым лидером в своём классе.

Range Rover, выпущенный в 1970 году, стал по-настоящему комфортным автомобилем, который можно было использовать каждый день.

Сотрудники Land Rover были рады успеху, который, безусловно, был оправдан. Но среди преданных поклонников Land Rover новый Range Rover воспринимался как автомобиль для дилетантов. Никто из них даже не допускал мысли, что новый автомобиль окажется таким же надёжным, как предыдущие модели. Все сомнения были развеяны двумя годами позже, когда несколько автомобилей Range Rover, управляемых группой британских военных под командованием майора Джона Блэшфорда-Снелла (John Blashford-Snell), совершила автопробег из Анкориджа на Аляске в аргентинский город Ушуайа. Во время пробега они преодолели суровое Дарьенское ущелье. Далеко не все автомобили смогли бы справиться с этой задачей, но внедорожники Range Rover с честью выдержали полгода суровых испытаний, окончательно упрочив свою репутацию.

Тем не менее, на стратегически важном североамериканском рынке новая модель не завоевала большого успеха. Из-за слишком высокой стоимости она не могла конкурировать с автомобилями подобного класса от других производителей. Поэтому в 1974 году её производство было приостановлено. Прошло почти четверть века, прежде чем настал поистине звёздный час этой модели Land Rover.

Хотя Range Rover официально не продавался в Северной Америке, его слава быстро достигла США. Обеспеченные американские граждане, требовавшие только самого лучшего и способные за это заплатить, стали заказывать себе лучшие в мире полноприводные автомобили класса люкс. Примечателен тот факт, что люди, живущие в стране с идеальными автодорогами, хотели приобрести автомобиль, предназначенный в основном для покорения бездорожья, несмотря даже на то, что в Северной Америке на тот момент не было авторизованных дилеров и сети сервисных центров компании. Программу запуска на рынок США автомобиля Range Rover назвали «Проект орёл» («Project Eagle»). Двигатель Range Rover был обновлён, и максимальная скорость впервые достигла 100 миль/час, а разгон с 0 до 60 миль/час составил 11,9 секунды.

Накануне Рождества 1985 года была создана новая компания Range Rover of North America, которая должна была подготовить официальный запуск автомобиля в США в 1987 году. Изучение рынка подтвердило, что Range Rover будет иметь популярность среди людей с высокими доходами, поэтому все автомобили Range Rover, официально появившиеся на американском рынке 16 марта 1987 года, были оснащены в стандартной комплектации кондиционерами, круиз-контролем и автоматической коробкой передач. Несмотря на то, что эти автомобили обладали повышенным уровнем комфорта, они могли по-прежнему преодолевать самые труднопроходимые участки, как и их прославленные предшественники.

С 1987 года Range Rover специально для северо-американского рынка стали оснащать автоматическими коробками передач.

Уровень продаж Range Rover в США превзошёл все ожидания и оставался высоким даже в 1991 году, когда появилась тенденция к снижению объёма продаж дорогостоящих импортных товаров. Тем временем ведущие инженеры Land Rover приступили к разработке идеи нового Range Rover, который должен был заменить предыдущий автомобиль. Новый проект, работа над которым началась в конце 1986 года, по-прежнему исповедовал принцип, лежащий в основе идеи Range Rover: сочетание традиционных преимуществ Land Rover с высочайшим комфортом.

В середине 1980-х годов самым же значительным проектом стал «Проект новичок» («Project Jay»), благодаря которому появился автомобиль Discovery, предназначенный для рыночного сегмента семейных автомобилей. Решено было использовать колёсную базу Range Rover с более простым и менее дорогим кузовом. Результатом напряжённой работы над проектом стал Land Rover Discovery, представленный 16 сентября 1989 года на Франкфуртском автомобильном салоне. Discovery стал для компании Land Rover первопроходцем на новом рыночном сегменте полноприводных автомобилей.

Впервые Land Rover Discovery показали на публике во время проведения Франкфуртского автосалона в 1989 году.

Рынок автомобилей класса люкс был отдан Discovery и Range Rover, а обновлённый Defender смог прекрасно себя зарекомендовать в других рыночных сегментах, получив, например, большую популярность среди американских любителей активного отдыха. Defender до сих пор остаётся бесспорным лидером среди внедорожников.

В июле 1993 года был построен 1,5-миллионный автомобиль Land Rover. Годом позже, вскоре после покупки Rover Group компанией BMW, началась разработка новой модели Range Rover.

Новый Range Rover должен был коренным образом отличаться от своих предшественников. Для него создали новое шасси и перестроили двигатель V8. Предусмотрена была также возможность комплектования автомобиля дизельным 2,5-литровым двигателем BMW. В автомобиле всё, от системы безопасности до самовыравнивающейся подвески, находилось под контролем новейшей электроники. Чтобы подчеркнуть родство нового Range Rover с предыдущими моделями, на заводе, оборудованном по последнему слову техники, был изготовлен большой несущий кузов. Новый Range Rover спроектировали так, чтобы он мог конкурировать с самыми роскошными автомобилями, обладал великолепными внедорожными характеристиками и укрепил репутацию лидера среди полноприводных автомобилей класса люкс.

Второе поколение Range Rover сделало шаг в сторону роскоши, нежели грязевых ванн, но высочайший уровень проходимости автомобиль всё же смог сохранить.

Классическая модель Range Rover под названием Range Rover Classic была снята с производства в 1996 году. Всего за 26 лет существования этой модели было создано 317 тысяч 615 экземпляров. За это время Range Rover стал одним из лучших образцов автомобильного дизайна.

Полувековая история Land Rover наполнена множеством знаменательных событий, одним из которых является появление Land Rover Freelander. Его история началась совсем недавно. Несмотря на то, что небольшие полноприводные автомобили производятся уже довольно давно, ни один из них ранее ещё по-настоящему не обладал характеристиками внедорожника и, тем более, не был наследником богатого опыта Land Rover.

Компактный кроссовер Freelander — новый опыт компании Land Rover и, нужно признать, не самый удачный.

С самого начала работы над созданием Freelander предполагалось, что автомобиль унаследует все преимущества настоящего внедорожника. В ходе работы над этой моделью конструкторы создали множество уникальных разработок, которые становятся частью следующих, более совершенных поколений автомобилей Land Rover. Современный внедорожник Land Rover уже нельзя представить себе без запатентованной системы контролируемого движения под уклон «HDC». Основанная на работе ABS, она позволяет сделать движение автомобиля вниз по наклонной плоскости контролируемым и более безопасным. Это всего лишь одна из множества особенностей, свидетельствующих, что разработчики отлично продумали конструкцию Freelander, обеспечив ему такие же высокие вездеходные качества, как и у остальных внедорожников Land Rover.

Третье по счёту поколение Range Rover уже больше похоже на роскошную яхту, чем на покорителя бездорожья.

Нет сомнений в том, что благодаря Freelander число поклонников Land Rover, неуклонно растущее уже более пятидесяти лет, постоянно пополняется всё новыми автомобилистами. Появление на рынке компактных полноприводных автомобилей для активного отдыха новой модели, обладающей великолепными внедорожными характеристиками и богатой родословной, дополнило успех компании.

А вот Discovery второго поколения хранит святые традиции Land Rover и спокойно преодолевает самые тяжёлые испытания, оставаясь при этом комфортным автомобилем.

Но время не стоит на месте, ритм жизни в новом тысячелетии ускоряется с каждым годом. В связи с этим на первый план выходит активное вождение. Отвечая запросам современности, в 2005 году компания вывела на рынок новую флагманскую модель Range Rover Sport. По динамическим показателям и управляемости она является лучшей в истории Land Rover.

Это совершенно новый автомобиль класса SUV, компактный, манёвренный, созданный для активного вождения. Range Rover Sport — представитель класса «sport tourer», сочетающий в себе ездовой азарт спортивных автомобилей с универсальностью и вездеходностью Land Rover. Особенностью этой модели является то, что высокие характеристики не исчезают вместе с твёрдым дорожным покрытием. Range Rover Sport — полноприводный автомобиль с выдающимися внедорожными качествами, дополненными изысканным и комфортным стилем езды.

Range Rover Sport с 4,2-литровым двигателем мощностью 390 лошадиных сил для тех, кто любит спортивные автомобили, но не может отказаться от больших габаритов.

Легендарная пятерка: Defender, Discovery, Range Rover, Freelander и Range Rover Sport — уникальные полноприводные автомобили, не имеющие себе равных. Интересно, что 70% всех автомобилей Land Rover, которые когда-либо были построены, до сих пор верой и правдой служат своим владельцам по всему миру. Появившаяся в 1947 году компания Land Rover вошла в новое столетие с репутацией производителя лучших полноприводных автомобилей, которые дают своим владельцам чувство уверенности и уникальную возможность в любой момент отправиться на поиски приключений. И всё это благодаря Морису и Спенсеру Уилксам!

Новый Freelander, появившийся на свет в 2006 году, шагнул на ступень выше своего предшественника, став комфортнее и мощнее.

интернет-журнал DRIVE Illustrated

***