Азы китайской грамоты. Чемпионат Европы по легкой атлетике прошел под знаком сборной России
Эти ноги мониторы стадиона “Уллеви” показывали часто. Никто не сомневался, что прыгунья Бергквист выиграет у себя дома. Ее фамилия переводится как “горная ветка”, говорили нам местные болельщики, она не упустит победы. Да, и в скалах растут деревья. В Гетеборге есть даже дома, которые будто выросли из скал: низ каменный, а дальше — окна с цветочными горшками… Но Кайса, к удивлению и отчаянию родной публики, проиграла. И это был тот редкий случай, когда обидчиком признанных лидеров чемпионата выступил не российский спортсмен.
Фото AP |
Но олимпийская чемпионка Елена Слесаренко, показав в прыжках в высоту лишь пятый результат, не подавала признаков растерянности.
— Каждый год нельзя прыгать очень высоко — у меня были проблемы, я с ними удачно боролась, справлялась и в принципе удовлетворена результатом. Конечно, хотелось выше прыгнуть и могла — но вот так вот… Травмы — это такой процесс вялотекущий: то там болит, то здесь. Но если о них все время думать, можно уходить. На меня может повлиять только количество и качество проделанной работы. И состояние физическое в день старта, естественно. Я могла, конечно, и пропустить чемпионат Европы, но зачем? Идет подготовка к Играм.
То, что идет подготовка к Играм и любой результат рассматривается под китайским углом зрения, чувствуется во всем. И победители, и проигравшие, и выигравшие, но что-то упустившие — обязательно говорили про Пекин. А тридцать четыре медали сборной России дали возможность говорить о тотальном превосходстве страны в Европе. И во многом это преимущество обеспечили “темные лошадки”.
Например, не видевший забег опознать чемпионку в беге на 10 000 метров не смог бы ни за что — в справочнике, который подготовили организаторы турнира, ее фото отсутствовало.
— Да я всего третий раз в жизни выступаю на этой дистанции, — говорит Инга Абитова. — Я — реалистка и понимала, насколько сильные соперницы бегут рядом со мной. Бежала, терпела. Я ехала на этот чемпионат в роли “темной лошадки”. Не скрою, у меня были амбиции, и рада, что удовлетворила их.
С удовлетворенными амбициями уехал из Гетеборга и наш спринтер Андрей Епишин. Мог бы, наверное, уехать с еще одной медалью чемпионата — если бы выступил в финале эстафеты (в которой даже без лидера ребята чуть-чуть не дотянули до третьего места), но тренеры решили поберечь его во имя будущих побед: уже 17 августа сборная вылетает в Бирмингем на традиционный матч Россия—Китай—Великобритания—США. 2 сентября встречается с американцами на “Московском вызове”, а 14 сентября отправляется в Афины на Кубок мира. В Гетеборге же Епишин доказал, что российские разговоры о том, что у нас появился спринтер мирового класса, подкреплены стартовыми фактами.
— Да, я стал серебряным призером на чемпионате мира в Москве. Хотя все потом говорили: это сколько же нужно было съесть анабола, чтобы так бежать! И писали, что все, Епишин больше не побежит. Но я говорил на это: съешь сам, а потом пробеги. Вот пускай теперь смотрят. Я доказал не только то, что не собираюсь быть победителем-однодневкой, но и что на этой “королевской” дистанции можно бороться с “темным миром”.
Еще до чемпионата мы знали, что наша команда — соединение опыта и молодости. Последнего было в сборной даже побольше. Но звезды загораются тогда, когда приходит их время — и не обязательно запланированно. Четыре года назад, например, крупный успех настиг на чемпионате Европы Елену Исинбаеву и Ярослава Рыбакова. Нынче — сюрпризом стали Андрей Сильнов и Дарья Пищальникова. И если на Андрея в тренерском штабе еще ставили, то Даша оказалась на пьедестале почета совсем уж неожиданно.
— Ну, на собрании мне так место пятое-шестое отводилось. Но знаете, случай — дело случая, а удача — закономерна. Но если ты внутренне не разрешаешь себе победить — не победишь никогда. Выходит, я разрешила. Хотя это мой второй зарубежный старт.
Эта победа за два года до Пекина вселяет оптимизм. Недавняя дисквалификация олимпийской чемпионки в метании диска Натальи Садовой на время, казалось, обезглавила дисциплину. Но, как известно, свято место пусто не бывает. Только не всегда лидер приходит вовремя. У Пищальниковой же есть возможность научиться повторять пение гимна на верхней ступеньке пьедестала. “Когда в честь Ольги Котляровой наш гимн играл, я тоже пела. И на секунду представила, что это в мою честь. А впереди ведь были еще попытки. Но я порепетировала. Что? Не занимаюсь ли я йогой и что за лягушку изображала во время разминки? Вы правы, очень хочу заняться — это же пластика, дыхание. И то и другое для полета диска необходимо…”
Андрей Сильнов ярко проиллюстрировал в Гетеборге свою фамилию. На какой язык ни переводи — даже образ не надо подыскивать и трактовать как-то. Сила — она и есть сила. Помимо этого основного качества из Андрея явно выпирает еще и другое — уравновешенность и здоровая нагловатость в сочетании с простодушием.
— Я рад, что попал в компанию знаменитостей. Они-то и помогли мне победить. Соревноваться с сильнейшими иногда проще, и выигрывать у них приятнее. Ну и зачем мне надо было думать о том, что за олимпийского чемпиона шведа Стефана Хольма болел весь стадион? — И это говорит юноша, родившийся даже (в отличие от, например, Пищальниковой) не в спортивной семье.
— Я из города Шахты Ростовской области. Папа был шахтером, мама работала на фабрике. Кстати, по росту они невысокие. А я, наверное, в деда пошел.
Что же, спасибо дедуле. Новый чемпион Европы в прыжках в высоту с шахтерским упорством хочет теперь выиграть Олимпийские игры, говорит, что неплохо было бы заодно установить и мировой рекорд.
Как всегда, несмотря на ошеломляющий Европу успех, мы будем анализировать и упущенные возможности. И находить неожиданные объяснения. Впрочем, спортсмены сами это делали уже в Швеции буквально через несколько минут после окончания борьбы. Например, распереживалась Юлия Гущина, завоевав “серебро” в беге на 200 метров.
— Заявочное время у меня было лучше, чем у победившей бельгийки Ким Геварт. И бороться с нею можно — я же опередила ее на прошлогоднем чемпионате мира в Хельсинки на этой дистанции. Мы целенаправленно готовились к старту в Гетеборге, но, видимо, я просто перестартовала. Хотя в этом сезоне не так много участвовала в коммерческих турнирах, но были чемпионат России, мемориал Знаменских, Кубок Европы, где я бежала разные дистанции плюс эстафету. Сегодня многие бегуньи пробуют себя на разных дистанциях. Почему нет? Победы — это реальные деньги и гранды. Сегодня в России спортсмены не обделены вниманием спонсоров и руководителей спорта. Мы неплохо зарабатываем. Поэтому многие и выкладываются на внутренних стартах, потому что тут платят, а на чемпионате Европы — нет. Может, это и неправильно, но такова правда жизни.
Еще одна правда жизни — что члены сборной России начинают приспосабливаться к оптимальной жизни в разъездах, чтобы и духом не упасть, и кругозор расширить.
— Я никогда не пойду на тренировку ненакрашенной, — говорит чемпионка Европы в беге на 800 метров Ольга Котлярова. — Ведь вся наша жизнь — тренировки. И если не на тренировках хорошо выглядеть, то где? Да и сборная сейчас очень помолодела, не хочется быть “старой”. Читать очень люблю. Не так давно у меня появился карманный компьютер с программой “читалка”, и в моем распоряжении оказалась вся существующая литература. Когда я это поняла, то в первое время не могла выбрать книгу. Начала с Чехова, Толстого. А сейчас, не смейтесь только, читаю про чекистов — Георгия Брянцева “По тонкому льду”. Девчонки надо мной подшучивают, а на мой взгляд, это вовсе не фигня.
Как же это фигня? Хороший спортсмен — как хороший чекист. Холодная голова, горячее сердце. И все должно быть с оглядкой — нет ли “хвоста”, как его тактически грамотно “обрубить” с наименьшими потерями да предотвратить чужой прорыв, чтобы не было потом мучительно больно?
Самый главный чекист российской сборной, как и положено, главный тренер — Валерий Куличенко. В прогнозах накануне чемпионата был осторожен. В оценке — уверенно аргументирован.
— Мы постарались выступить лучше, перевыполнили взятые обязательства. Спрогрессировали молодые спортсмены, которые заставили заговорить о себе. Здесь спрашивали: как русские добиваются успеха? Тренируются 24 дня в месяц, 11 месяцев в году, под контролем комплексно-научной группы, биохимиков, врачей, массажистов, физиотерапевтов. К тому же государство повернулось лицом к спорту. Стипендия, выделенная президентом страны, составляет 15 тысяч рублей в месяц без налогов, помощь фонда олимпийской поддержки. Спортсмен мирового класса получает сегодня в России до 6 тысяч долларов ежемесячно. А есть еще губернаторские стипендии, до 30 тысяч рублей каждый месяц. Спорт фактически стал хорошо оплачиваемой профессией.
Вот и случилось. Наш бескорыстный патриотизм, которым всегда отличались российские спортсмены, соединился, наконец, с денежными знаками. И ничего в этом циничного нет. Потому что, выступая, никто из спортсменов не думает: “Не прыгну, потеряю денежку”, важна победа как таковая. Зато, беспощадно тренируясь, через боль, слабость и сопротивление организма, они просто могут планировать свою жизнь. “Если я проиграю, — говорит серебряный призер чемпионата Европы в метании молота Гульфия Ханафеева, — стану сильнее, извлеку урок, пойду своим путем и попробую начать все сначала. А спорт для меня — это все: чтобы знали, уважали и были деньги. Чтобы жить…”
Московский Комсомолец
от 17.08.2006
Ирина СТЕПАНЦЕВА, Гетеборг—Москва
***