Весь “АвтоВАЗ” в кармане. Государство увеличило долю в автозаводе до 75%
Государство близко к тому, чтобы получить абсолютный контроль над “АвтоВАЗом”. “Дочки” автоконцерна с начала года скупили на рынке около 5% акций “АвтоВАЗа”, и теперь с учетом доли Внешэкономбанка госструктуры контролируют почти 75% голосующих акций “АвтоВАЗа”. Самому автоконцерну это обошлось примерно в $100 млн. Зато, если государство решит продать блокпакет акций “АвтоВАЗа” Renault, оно сможет сохранить контроль над заводом.
“АвтоВАЗ” в 2005 г. произвел 721 500 машин. Выручка по РСБУ в 2005 г. — 132,5 млрд руб., чистая прибыль — 1,4 млрд руб. Около 62% “АвтоВАЗа” принадлежит его “дочкам” — AVVA, ЦО “АФК” и ИФК. С 22 декабря 2005 г. предприятием управляет ФГУП “Рособоронэкспорт”, а пакетами “дочек” голосует председатель совета директоров “АвтоВАЗа”, замгендиректора “Рособоронэкспорта” Владимир Артяков. |
Вчера “АвтоВАЗ” разместил на своем сайте отчетность по РСБУ за первое полугодие. Из нее стало известно, что по состоянию на 7 апреля доля ЦО “АФК” в уставном капитале “АвтоВАЗа” возросла на 2,42% до 25,99% голосующих акций, у AVVA — на 2,48% до 38,43% акций. Кроме того, на 0,06% до 8,41% увеличилась доля Внешэкономбанка (ВЭБ). Какой пакет сейчас у Инвестиционно-финансовой компании (ИФК), владевшей на начало года около 2,08% акций “АвтоВАЗа”, в отчете не указано. Но пресс-секретарь председателя совета директоров “АвтоВАЗа” Иван Скрыльник объяснил, что он не изменился — просто сами акции переведены в номинальное держание “Автомобильного банкирского дома”. И теперь государство через “дочки” “АвтоВАЗа” и госбанк контролирует 74,91% голосующих акций концерна. До абсолютного контроля осталось совсем немного, а он позволит государству принимать любые решения в отношении “АвтоВАЗа” вплоть до его ликвидации, отмечает управляющий директор “Вегас-Лекс” Альберт Еганян. И напротив: если бы кто-то собрал на рынке 25% плюс 1 акция “АвтоВАЗа”, он смог бы заблокировать изменения в устав или реорганизацию общества, поясняет сотрудник одной из компаний — партнеров “АвтоВАЗа”.
Когда именно AVVA и АФК увеличили свои доли в “АвтоВАЗе” и сколько они на это потратили, на заводе не говорят. Скрыльник просто заметил, что эти сделки являются лишь “текущей деятельностью наших «дочек» на фондовом рынке”. А представители ВЭБа на запрос “Ведомостей” не ответили. Зато источник, близкий к “АвтоВАЗу”, рассказал “Ведомостям”, что скупка акций шла в I квартале — в промежутках между взлетами котировок. Принимая решение приобретать акции, менеджмент “АвтоВАЗа” руководствовался только необходимостью нарастить подконтрольную “Рособоронэкспорту” долю, а не тем, чтобы государство получило абсолютный контроль, говорит он. У автозавода были свободные средства и он вложил их в свои же акции, уверил “Ведомости” и один из менеджеров “АвтоВАЗа”.
Скупка объясняет, почему в начале года эти акции пользовались таким спросом, отмечает аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко. Бывали дни, что с рынка буквально сметали эти бумаги, а акции взлетали на 10-15%, вспоминает он. Всего с начала года капитализация “АвтоВАЗа” в РТС выросла на 74% до $2,2 млрд, но пик популярности акций автоконцерна пришелся на февраль. Только 8 февраля через ММВБ сменили владельцев 550 000 обыкновенных акций почти на $38 млн, а с учетом “префов” объем составил почти $50 млн. Средневзвешенная цена 4,9% акций “АвтоВАЗа” за первое полугодие составила около $70 млн, а в I квартале превышала $100 млн, посчитал Чуйко. Правда, “АвтоВАЗ” может себе позволить такие траты: в первом полугодии его чистая прибыль по РСБУ составила 2,7 млрд руб. А уже в мае РТС сообщила, что акции “АвтоВАЗа” поставлены в список ожидания на исключение из индекса биржи из-за низкой ликвидности (а ММВБ в июле перевела эти бумаги в лист Б).
Эксперты ждали усиления контроля над “АвтоВАЗом” со стороны госструктур. Чуйко и один из бывших топ-менеджеров “АвтоВАЗа” полагают, что скупка акций с рынка — это подготовка к упразднению перекрестного владения акциями “АвтоВАЗа” его “дочками”. А аналитик “Атона” Татьяна Капустина отмечает, что если у государства будет абсолютный контроль над заводом, то оно сможет продать блокпакет “АвтоВАЗа” стратегическому инвестору, например Renault, сохранив за собой контроль. Так же объясняет ситуацию и один из членов совета директоров “АвтоВАЗа”. А если сделка с Renault, желающей купить 25% акций завода, так и не состоится, то рано или поздно “АвтоВАЗ” все равно продаст небольшой пакет другому стратегу или инвесторам, привлекая деньги на свои проекты, соглашается еще один источник на “АвтоВАЗе”. Государство намерено “раскольцевать” структуру собственности “АвтоВАЗа” в этом году, но схема этой сделки пока не определена.
Юлия Федоринова
Глеб Столяров
Ведомости
16.08.2006, №151 (1678)
*