Государство близко к тому, чтобы получить абсолютный контроль над “АвтоВАЗом”. “Дочки” автоконцерна с начала года скупили на рынке около 5% акций “АвтоВАЗа”, и теперь с учетом доли Внешэкономбанка госструктуры контролируют почти 75% голосующих акций “АвтоВАЗа”. Самому автоконцерну это обошлось примерно в $100 млн. Зато, если государство решит продать блокпакет акций “АвтоВАЗа” Renault, оно сможет сохранить контроль над заводом.

“АвтоВАЗ” в 2005 г. произвел 721 500 машин. Выручка по РСБУ в 2005 г. — 132,5 млрд руб., чистая прибыль — 1,4 млрд руб. Около 62% “АвтоВАЗа” принадлежит его “дочкам” — AVVA, ЦО “АФК” и ИФК. С 22 декабря 2005 г. предприятием управляет ФГУП “Рособоронэкспорт”, а пакетами “дочек” голосует председатель совета директоров “АвтоВАЗа”, замгендиректора “Рособоронэкспорта” Владимир Артяков.

Вчера “АвтоВАЗ” разместил на своем сайте отчетность по РСБУ за первое полугодие. Из нее стало известно, что по состоянию на 7 апреля доля ЦО “АФК” в уставном капитале “АвтоВАЗа” возросла на 2,42% до 25,99% голосующих акций, у AVVA — на 2,48% до 38,43% акций. Кроме того, на 0,06% до 8,41% увеличилась доля Внешэкономбанка (ВЭБ). Какой пакет сейчас у Инвестиционно-финансовой компании (ИФК), владевшей на начало года около 2,08% акций “АвтоВАЗа”, в отчете не указано. Но пресс-секретарь председателя совета директоров “АвтоВАЗа” Иван Скрыльник объяснил, что он не изменился — просто сами акции переведены в номинальное держание “Автомобильного банкирского дома”. И теперь государство через “дочки” “АвтоВАЗа” и госбанк контролирует 74,91% голосующих акций концерна. До абсолютного контроля осталось совсем немного, а он позволит государству принимать любые решения в отношении “АвтоВАЗа” вплоть до его ликвидации, отмечает управляющий директор “Вегас-Лекс” Альберт Еганян. И напротив: если бы кто-то собрал на рынке 25% плюс 1 акция “АвтоВАЗа”, он смог бы заблокировать изменения в устав или реорганизацию общества, поясняет сотрудник одной из компаний — партнеров “АвтоВАЗа”.

Когда именно AVVA и АФК увеличили свои доли в “АвтоВАЗе” и сколько они на это потратили, на заводе не говорят. Скрыльник просто заметил, что эти сделки являются лишь “текущей деятельностью наших «дочек» на фондовом рынке”. А представители ВЭБа на запрос “Ведомостей” не ответили. Зато источник, близкий к “АвтоВАЗу”, рассказал “Ведомостям”, что скупка акций шла в I квартале — в промежутках между взлетами котировок. Принимая решение приобретать акции, менеджмент “АвтоВАЗа” руководствовался только необходимостью нарастить подконтрольную “Рособоронэкспорту” долю, а не тем, чтобы государство получило абсолютный контроль, говорит он. У автозавода были свободные средства и он вложил их в свои же акции, уверил “Ведомости” и один из менеджеров “АвтоВАЗа”.

Скупка объясняет, почему в начале года эти акции пользовались таким спросом, отмечает аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко. Бывали дни, что с рынка буквально сметали эти бумаги, а акции взлетали на 10-15%, вспоминает он. Всего с начала года капитализация “АвтоВАЗа” в РТС выросла на 74% до $2,2 млрд, но пик популярности акций автоконцерна пришелся на февраль. Только 8 февраля через ММВБ сменили владельцев 550 000 обыкновенных акций почти на $38 млн, а с учетом “префов” объем составил почти $50 млн. Средневзвешенная цена 4,9% акций “АвтоВАЗа” за первое полугодие составила около $70 млн, а в I квартале превышала $100 млн, посчитал Чуйко. Правда, “АвтоВАЗ” может себе позволить такие траты: в первом полугодии его чистая прибыль по РСБУ составила 2,7 млрд руб. А уже в мае РТС сообщила, что акции “АвтоВАЗа” поставлены в список ожидания на исключение из индекса биржи из-за низкой ликвидности (а ММВБ в июле перевела эти бумаги в лист Б).

Эксперты ждали усиления контроля над “АвтоВАЗом” со стороны госструктур. Чуйко и один из бывших топ-менеджеров “АвтоВАЗа” полагают, что скупка акций с рынка — это подготовка к упразднению перекрестного владения акциями “АвтоВАЗа” его “дочками”. А аналитик “Атона” Татьяна Капустина отмечает, что если у государства будет абсолютный контроль над заводом, то оно сможет продать блокпакет “АвтоВАЗа” стратегическому инвестору, например Renault, сохранив за собой контроль. Так же объясняет ситуацию и один из членов совета директоров “АвтоВАЗа”. А если сделка с Renault, желающей купить 25% акций завода, так и не состоится, то рано или поздно “АвтоВАЗ” все равно продаст небольшой пакет другому стратегу или инвесторам, привлекая деньги на свои проекты, соглашается еще один источник на “АвтоВАЗе”. Государство намерено “раскольцевать” структуру собственности “АвтоВАЗа” в этом году, но схема этой сделки пока не определена.

Юлия Федоринова

Глеб Столяров

Ведомости

16.08.2006, №151 (1678)

Ведомости

*