Крупнейшее, самое успешное и благополучное автомобилестроительное предприятие Японии с прошлого четверга стало одним из крупнейших и в роботостроении. Понадобилось почти три года, чтобы разработать, собрать, научить ходить, махать рукой и играть на трубе эту машину. Полные щечки, ловкие пальцы, никаких подвохов, никакого двойного дна. Тойота никогда не полагается на волю случая. Однако ее инженеры всегда готовы приподнести сюрприз.

Токио. — Последний хит автомобилестроительной фирмы «Тойота» не ездит. Он ходит. Держась прямо на двух ногах, высоко подняв голову. Одна рука приветливо машет, другая — держит трубу. Сцена свободна, публика в напряжении. Затем прозвучит серенада, короткий отрывок джазовой музыки, потом поклон и, под конец, уход со сцены.

«На фоне нашего быстро стареющего общества мы задумались о сохранении рабочей силы Японии, — говорит президент Тойоты Фуджио Хо, — и вот, что получилось». Ни одного слова о затратах, ни одного по поводу работы. О коммерциализации проекта до сих пор тоже ничего не было сказано.

На «Экспо-2005» в японском городе Аихи Тойота будет не единственным предприятием, демонстрирующим свои достижения в области робототехники. Эта машина сочетает в себе различные технические разработки и может использоваться самым различным способом. Президент фирмы не исключает, что когда-нибудь такие роботы будут обслуживать тяжелые промышленные роботы. Заинтересованность в этом проекте президента Тойоты даст новые импульсы разработке роботов, форсированно проводимой в Японии уже многие годы.

Задолго до Тойоты ставку на создание похожих на человека роботов сделал концерн Хонда. Второй по величине производитель автомобилей в Японии в начале 80-х годов потихоньку начал вести разработку, предложенную в 1973 году Ихиро Като из токийского университета Васеда. После почти двадцатилетней работы и миллиардных инвестиций на сцене в 1996 г. появилась небольшая команда во главе с инженером Хонды Масато Хиросе «Асимо».

Япония была удивлена, мир ошеломлен. Появился робот, словно сошедший со страниц детских книг. Он мог ходить, говорить, подниматься по лестнице, петь, танцевать, смеяться. Правления крупных концернов были в шоке. Они привели в действия все рычаги, чтобы догнать Хонду.

В крупных экономических центрах Осака и Токио стали создаваться небольшие инженерно-конструкторские бюро. Они принялись за разработку «роботов-гуманоидов». Опираясь на государственные и частные дотации, они изучали, копировали и создавали образцы человеческих движений и частей тела, строили по ним детали робота, приводя их в движение с помощью микрочипов. Так например, Хироаки Китано создал в своей высокотехнологичной мастерской, расположенной недалеко от токийского торгового квартала Омотэ-Сандо, сверхподвижное двуногое чудо «Морф», который должен был стать прообразом для многочисленных будущих роботов. Физик по образованию, он много лет изучал в Америки роботостроение, затем перешел на фирму «Сони» в Токио и участвовал в создании робота-собаки Аибо.

Уже с начала 90-х годов Сони выделила своих инженеров для работы над созданием собственного робота. Позднее группой во главе с Тоши Дой был создан двуногий робот «Сони Дрим Робот». Тоши Дой был одним из изобретателей компакт-дисков в 70-х годах, пионером Интернета — в 80-х и вечным саксофонистом и любителем джаза. Его «Сони Дрим Робот», существо ростом с садового гнома, ни в чем не отстает от «Асимо» Хонды. На последней выставке роботов в японском городе Йокогама им аплодировала публика, словно звездам эстрады. Тоши Дой сказал тогда, что роботы — дети индустрии развлечений: «Я верю, что индустрия развлечений сделает роботов великими».

Тойота опроверг его утверждение, несмотря на серенаду, сыгранную на трубе, и несмотря на предстоящее участие в Робо-Комбо на международной выставке 2005. Президент компании Фуджио Хо сказал, что никто не знает, что принесет будущее. Никто не знает, кто в будущем будет стоять у станков. «Одно только известно точно: техника станет намного больше частью нашей жизни, чем она является ею сейчас». У самого последнего творения Тойоты есть все, что должно быть у робота: нос, глаза, уши, рот. Только имени у него пока нет. Хотя первые зрители назвали его просто Хо. Трубач будущего.

Штефан Финстербуш

Frankfurter Allgemeine Zeitung

18 марта 2004

ИноСМИ.Ru

18 марта 2004, 15:56

ИноСМИ.Ru

*